Г. Малер, И. Штраус «Тайна Венского леса».
Одесский национальный академический театр оперы и балета.
Дирижер — Оксана Лынив.
Либретто и постановка — Юрий Васюченко.
Художник — Михаил Безчастнов, костюмы — Наталья Баданина
В 1909 году в Санкт-Петербургском театре «Кривое зеркало» состоялась премьера оперы В. Эренберга на либретто князя М. Волконского «Вампука — невеста африканская. Образцовая во всех отношениях опера». В «Вампуке» высмеивались условности, нелепости, махровые штампы, переходящие из одного оперного либретто в другое.
В 2011 году в Одесском театре оперы и балета по либретто хореографа-постановщика Юрия Васюченко был поставлен балет «Тайна Венского леса» на музыку Густава Малера и Иоганна Штрауса.
Сюжет «Вампуки» родился из известного анекдота о плохо слышащей даме, принявшей слова «Вам пук, вам пук (цветов подносим)» за имя Вампук. Вампук — Вампука… Так появилась опера-пародия «Вампука — принцесса Африканская».
Балет «Тайна Венского леса» родился из вольной интерпретации двух исторических событий. Первое — чуть было не состоявшаяся продажа под вырубку Венского леса, для пополнения опустевшей казны. Второе — двойное самоубийство или политическое убийство в замке Майерлинг наследника Австро-Венгерского престола кронпринца Рудольфа и его возлюбленной — баронессы Марии Вечеры. Последний сюжет много эксплуатировался в романах и фильмах. В основном авторы придерживались первой — романтической версии. Либретто «Тайна Венского леса» — сказка.
Венский лес. Тролль, узнав, что лес продают под вырубку, сзывает дриад, фей и нимф для его спасения.
Королевский бал. Во время бала король и лесоторговец-Йозеф совершают сделку. На балу кронпринц Рудольф встречается с Марией и назначает ей свидание в лесу возле харчевни, где Йозеф празднует завершение сделки. Приревновав Марию к Рудольфу, Йозеф вступает с ним в драку, в его руках оказывается нож, но убивает он Марию, закрывшую собой Рудольфа.
В награду Рудольфу, спасшему лес от Йозефа, Тролль оживляет Марию.
Сказка настолько далека от были, что возникает вопрос: какое отношение к данному сюжету имеют кронпринц Рудольф и император Франц-Иосиф, низведенный в балете до статуса безымянного короля? Этот вопрос не единственный.
С какой стати простолюдин Йозеф с подружкой Марией приняты на королевском балу? Почему вопросы о покупке леса решаются во время бала, между танцами с Марией? Поскольку в это же время происходит встреча Марии с Рудольфом, то невольно вспоминается романс: «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты». Почему распорядителем танцев на балу выступает Тролль? И вообще, откуда в Венском лесу взялся Тролль — персонаж Скандинавских сказаний, горный дух, рождающийся из камня? Почему лесорубы одеты в современный камуфляж? Они что, промышляют браконьерством? Незаконной вырубкой? Во втором акте лесорубы выглядят еще забавнее, они одеты, как Железные Дровосеки: в блестящие металлические латы, правда, без масленки на голове, но зато в пожарных касках. Почему убитый горем король в поисках сына бродит по лесу в короне и мантии? Опасается, чтобы его не спутали с лесорубами?
Отбросим вопрос о том, мог ли лесоторговец решиться полезть в драку с кронпринцем, наследником престола. Но хотелось бы понять нелепую сцену убийства Марии. Даже из задних рядов партера видно, что нож Йозефа попадает ей подмышку правой руки. Что стоило развернуть мизансцену на 180 градусов, чтобы балерина стояла к залу левым боком? Или вообще в этот момент повернулась спиной?
И последний вопрос. Почему лесные духи, взяв на себя венчание влюбленных и коронование Рудольфа, делают это не в лесу, а во дворце?
И куда дели короля-отца? Ведь формулу «Le Roi est mort, vive le Roi!» никто не отменял.
К сожалению, наш театр так редко ставит настоящие балеты, что широкая публика готова принять на «ура» любой суррогат. Дешевый золотой блеск королевских апартаментов застит глаза. И не видит зритель, что кордебалет, да и солисты, танцуют — не сочтите в рамках этого сюжета за каламбур, — кто в лес, кто по дрова.
Да еще белопенная кипень шопеновских пачек в длиннющей сцене бала, при однообразной, и, к сожалению, примитивной хореографии, прямо-таки зомбирует публику. Ну, хотя бы Марию одели во что-то приметное. Но, та же белая юбочка, только из другой ткани — разгляди-ка с ярусов фактуру?
Костюм Рудольфа, который заявлен как принц и офицер, ничем кроме цвета не отличается от костюма простолюдина Йозефа: белое трико, черное трико. Хотя бы перевязь, голубую ленту, или еще какой-то аксессуар не пожалели для кронпринца и героя спектакля.
В сценах у харчевни подружки лесорубов танцуют … канкан. Такой вот «Мулен руж» на сцене храма искусств. Притом, танцуют не только хуже, чем в «Мулен руже» (извините, что в рифму), но даже хуже, чем в среднем одесском кабаре. Слава Богу, к третьему спектаклю, постановщик вспомнил о том, что в балете принято молчать, и убрал стыдливые повизгивания балерин.
Хореография Васюченко позиционируется, как современная. Однако ничего нового, современного, нестандартного, не занафталиненного в хореографии, к сожалению, я не увидела. Даже наиболее современный рисунок партии Йозефа — не ноу-хау. Просто смешна попытка осовременить драку Рудольфа и Йозефа. Кронпринц дерется, как в современном айкидо.
А воскрешение Марии? Танцевать она начала раньше, чем ожила. Да и танец ничем не отличается от подобной же любовной сцены в спектакле Одесского русского театра «Капитаны песка», исполняемой драматическими актерами.
Оркестр. Оксана Лынив провела большую работу, создавая партитуру балета на основе музыки столь разных композиторов, как Малер и Штраус. Мне показалось, что ей ближе Малер, как-то уж больно жестко звучал Штраус. В музыке не хватало присущей композитору воздушности и изящества.
И, наконец, сценография. О декорациях дворцовых апартаментов уже было сказано выше: блеск позолоты и нищета фантазии. Однако лес производит впечатление. Сделанные из скрученных полиэтиленовых полотнищ стволы выглядят, как настоящие. Но при этом рождается стойкое ощущение, что весь лес состоит из мертвых деревьев, которые давно подлежат вырубке, причем в обязательном порядке.
А тогда возникает последний и основной вопрос, за что же боролись?
Я не смотрел, да и вообще в Одесском оперном быть не доводилось, но когда ругают, то читаю с удовольствием и глубоким моральным удовлетворением. Так им! Так им! Чтоб наперед неповадно было.
Присоединяюсь к Иван Ивановичу! Чужие неудачи бодрят, знаете ли.
ПЫ.СЫ. Кстати, а какого хрена нам одесский театр? своих мало?
Не очень понятно, что Вы понимаете под «своими», Павел Антонович. «Своих» — да, не хватает, и вообще-то «ПТЖ» не разделяет театральный процесс на «свой» или «чужой». Это общероссийский журнал, да и за зарубежным театром стараемся следить. Что касается Одессы, то уж она-то никак нам не чужая, и если ВЫ читаете журнал, то в № 60 была большая подборка по одесским театрам.
Я просто поддержал своего давнего друга Иван Ивановича в трудную для него минуту осмысления всей одесской трагедии тайн венского леса. Под «своими» я подразумеваю театры, где вдохновенно трудятся выпускники театроведческого факультета нашего славного театрального вуза. Никаких задних мыслей относительно братского украинского народа у меня не было, поскольку моя бабушка по матери — родом из Одессы. Можно сказать, что на четверть (и лучшую четверть!) я одессит. И хотя ни разу в родном городе не был, мне близки чаяния одесского народа и оперного театра им. Водяного как неотъемлемой части одесской культуры.
как же далеки вы от Одессы — театр им. Водяного, это знаменитый Одесский театр оперетты, где блистал мастер музыкального юмора! А Оперный — это Оперный — красивейший театр Европы, в котором к сожалению настолько убогий балет, что отставные снобы Большого чувствуют себя там гениями, тем более руководство не театральные люди,не разбирается ни в чем и пис…. кипятком при упоминании «солист Большого театра» абсолютно не понимая, что танцовщик и балетмейстер — это разные профессии, и для второй тоже нужен дар и опыт, а бросать труппу и все службы театра на дебют 50-летнего никому неизвестного балетмейстера Васюченко — это ж с дуба надо было свалиться — теперь конечно локти кусают, ВАМПУКА — это приговор…
Антону
Ой, держите меня семеро! Вы что, не знали, что в ноябре приказом министра культуры Украины одесские театр оперы и театр оперетты объединили с целью улучшения репертуара и снижения накладных расходов на музыкальный юмор? То же самое происходит и в Питере — оперетту уже играют в оперном. И недурственно получилось! И заодно уж: в слове «писать» куда Вы ставите ударение? От этого сильно зависит восприятие Вашего текста.
Про мюзиклы на оперной сцене в Питере известно, но в Одессе это не проходит, зато вместо балетной труппы в Оперном половину балетного репертуара http://opera.odessa.ua/ru/ repertuar/tekuschiy-repertuar/ занимают дети из школ искусств со своими спектаклями — непонятно только за что они работают, зарплаты Национального театра начисляют артистам оперного, билеты на спектакли тоже как в Национальном театре — наверное опять ждут вмешательства министра с его приказами, которые как обычно в Одессе, никому не указ.
Далека Россия от Украины. Пока объединили оперу с опереттой только в Харькове. В Одессе свои заморочки. Объединить одесскую оперу с опереттой — это значит убить и оперетту. Кто станет обращать внимание на критику! «Вампука» — это не приговор, а глас вопиющего в пустыне. Если министр культуры влепляет директору оперного театра выговор за «художества» в театре, а премьер-министр по ходатайству одесских мажоров его снимает (кстати, история повторяется — Юлия Тимошенко своею властью тоже в 2009 отменяла приказы министра культуры), то никакие критики со своими «Вампуками» положения не исправит. Как говорил проф. Преображенский: «Эх, пропал…» Далее по тексту.