17 апреля 2011 года в Петербурге открылся Восьмой Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
«Арлекин» открыли, можно сказать, в «рабочем порядке» — без оглушительных фанфар и ослепительных световых эффектов. Думается, что вполне достойным антуражем для краткой церемониальной части послужили уже сами стены большого зала «Зазеркалья», дышащие свежестью и чистотой. Отрадные последствия недавнего ремонта многие представители театральной общественности и участники программы наблюдали впервые (а кое-кто из профессионалов отметил даже улучшение акустических качеств фестивальной площадки).
Итак, художественный руководитель «Зазеркалья» и арт-директор «Арлекина» Александр Петров объявил фестиваль открытым. Затем художественный руководитель РАМТа и Президент премии «Арлекин» Алексей Бородин также поприветствовал фестивальную публику и вручил диплом лауреата специальной премии «за весомый вклад в развитие детского театра России» Новгородскому городскому театру для детей и молодежи «Малый». Награду приняла Надежда Алексеева — художественный руководитель «Малого» и организатор международного фестиваля «Царь-сказка», который проводится в Великом Новгороде с 1992 года. В свою очередь, Алексея Бородина поприветствовала от имени «Зазеркалья» и команды «Арлекина» директор-распорядитель фестиваля Марина Корнакова. Время «Арлекина» пошло…
Что же касается первого спектакля конкурсной программы, то он, пожалуй, восполнил недостаток церемониальной роскоши с избытком. «Сказка о царе Салтане» Ивановского областного драматического театра в постановке Ирины Зубжицкой оказалась действом залихватским и многокрасочным. Знаменитая сказка была представлена почти без купюр. Такую возможность обеспечило режиссерское решение, велением коего текст от автора был передан отчасти самому Пушкину (белая рубашка, цилиндр, бакенбарды, перо в руке…), отчасти — фантазийным персонажам в бирюзово-кобальтовых костюмах (трико плюс юбка в воланах, придающих этим «волнам морским» долю эстетики варьете). И, если присутствие А. С. Пушкина в качестве своеобразного «модератора» сценического сюжета, и работу актера в этой роли можно отнести к числу удач, то, увы, композиционной целостности спектаклю явно недоставало. Массовые сцены, сменявшие друг друга, оставили впечатление мизансценической неразберихи, которую не могло искупить их впечатляющее костюмное богатство (стараниями сценографа Натальи Беловой буквально все на сцене сверкало, блистало и пестрило красками).
Нельзя, конечно же, не учесть тот факт, что на фестивале «Салтана» играли в условиях площадки, чуть ли не в полтора раза меньшей, чем «родная». Но вот, например, условно-фольклорное музыкальное оформление звучало набором фрагментов, не слишком состоятельных даже в чисто иллюстративной функции. Стоит признать наличие в постановке остроумных сценографических элементов: например, образ той самой ели, под которой должна обитать волшебная белка с золотыми орехами — роль сказочного дерева сыграла актриса в условно-орнаментальном, зеленом с золотом, сарафане, держащая в руках морковно-рыжую белку-петрушку (и работа с куклой была вполне выразительна, даже вызвала аплодисменты зала). Интересно придуманы и гости-корабельщики: для каждого «заезда» найдены движенческие и речевые характерные «национальные» черты (на сцене появляются то усатые запорожцы, то «восточные гости» в чалмах и т. д.). И все же, благосклонно принятый большинством публики, сценический сюжет «Сказки о царе Салтане» выглядел, в немалой мере, тем самым первым блином…
С огромной надеждой подождем второго — заявленная в буклете «Арлекина» программа, на этапе первого дня фестиваля, выглядит разнообразной и весьма интригующей!
Изначально не ставя себе задачи подробного обзора фестивальной жизни, все-таки считаем необходимым уточнить: строго говоря, первым был показан спектакль «Русалочка» (МДТ, режиссер Руслан Кудашов). Представление в рамках конкурсной программы состоялось в 12 часов 17 апреля – еще до открытия «Арлекина». А сам спектакль уже удостоился публикации на страницах блога сразу после премьеры…
Что же касается самых впечатляющих событий второго, третьего, четвертого дней «Арлекина», то, на наш взгляд, их не так уж много.
18 апреля мы увидели два музыкальных спектакля, и оба, увы, оказались довольно яркими не в самом высоком театральном смысле. Как это часто случается, драматургия и режиссура в подобных постановках остаются на формальных ролях, все акценты располагаются в сфере музыкального исполнительства и (в лучших вариантах) сценографии.
Внеконкурсная «Дикая собака динго…», привезенная из Нижнего Новгорода (мюзикл Эдуарда Фельтермейстера по знаменитой повести Фраермана, со студентами Нижегородской Государственной консерватории в главных ролях), продемонстрировала свежие молодые голоса, ностальгические нотки в добротных, но не слишком эмоциональных мелодиях, а также трогательно-наивные попытки организации сценического действия без особого внимания к мизансцене и актерскому движению.
Опера Энгельберта Гумпердинка «Гензель и Гретель», написанная в 1893 году, которую представил театр «Русская опера» (Москва), вместила практически все элементы очень традиционной фантастической оперы: живой оркестр, изящно изломанные ветви деревьев на падугах, зимние забавы детей-пейзан, мощный баритон в роли Ведьмы, злодейские пляски нетопырей с атласными черными крыльями, и т.д., и т.д. К сожалению, и текст перевода с немецкого, звучавший со сцены, и исполнение вокальных партий не погрешили совершенством.
19 апреля принесло замечательно живое впечатление, за которое следует поблагодарить Датский институт культуры, активно сотрудничающий с «Арлекином».
Фантазию по мотивам англо-саксонского эпоса «Беовульф» (режиссер Йеспер ла Кур Андерсен) сыграли в Белом зале «Зазеркалья» два артиста в черных футболках, из реквизита использовавших лишь… большую жестяную садовую лейку (оказалось, что этот сугубо утилитарный предмет может стать духовым и ударным музыкальным инструментом, помочь изобразить шум моря или рев тролля, сыграть роль боевого скакуна и подвесного лодочного мотора и так далее). Отчасти импровизационное, остроумно организованное пластически, бесстрашно обращенное к соучастию со зрителем, это представление (хотя и шло на английском языке с синхронным переводом) вызвало самый активный отклик аудитории, и самые искренние овации в финале.
После короткого перерыва состоялась творческая встреча с исполнителями «Беовульфа», которые рассказали о 15-летнем пути своего театра, работающего исключительно для детей, об организационной специфике датского театрального пространства, о собственном творческом методе и дальнейших планах. Один из самых интересных моментов встречи настал, когда датским артистам задали вопрос о брутальных составляющих эпического жанра и о том, насколько смело, артистично, иронично они были представлены в спектакле для детской аудитории. Йеспер ла Кур Андерсен ответил: «У нас нет цели ввести в заблуждение маленького зрителя, убедить его в том, что в мире нет насилия, секса, алкоголя и так далее. Наша задача – показать ему жизнь во всей полноте, находясь рядом с ним в наших историях, и пережить все их негативные моменты вместе, чтобы подготовить к встрече с большим миром, которой никто не сможет избежать».
20 апреля, четвертый по счету день фестиваля, началось спектаклем Екатеринбургского ТЮЗа. Пожалуй, пьесу У. Хуба (в переводе Е. Гороховской и Й. Ботта) «У ковчега в восемь» можно назвать молодежным драматургическим хитом последнего сезона (она часто появлялась в программах режиссерских лабораторий и на театральных сценах, в частности, спектакль по ней занял место в репертуаре «Мастерской»). Екатеринбургская версия, показанная в рамках конкурсной программы, (режиссер Евгений Зимин) оказалась очень живой, с талантливо организованным, характерно выразительным музыкальным оформлением (композитор Василий Тонковидов) и замечательными актерскими работами (пингвинов сыграли Ирина Тарусина, Сергей Молочков, Сергей Монгилев, Голубку – Дарья Михайлова). Иронические аспекты истории о «спасательной акции» во время Всемирного потопа здесь оказались реализованными бесспорно артистично, и при этом — без ущерба для гуманистического месседжа (как это частенько случается).
Дальнейшая программа 20 апреля состояла из внеконкурсных показов (опера Г. Краса «Брундибар» детской студии театра «Зазеркалье», спектакли «Откуда берутся дети?» Арт-проекта «Двое», и «От Петербурга до Миргорода» театра «Зазеркалье») и круглого стола, посвященного проблемам толерантности, патриотизма и их адекватного сценического воплощения.
21 апреля, в день пятый, на фестивальных площадках случилось нечто вроде фейерверка ярких красок – в самом театральном смысле этого выражения. «Ашик-Кериб» Алметьевского драматического театра (Татарстан), постановка молодого петербургского режиссера Искандера Сакаева, впечатлил и стильной, условно-экзотической сценографией, и продуманной пластической партитурой, и очень чистыми эмоционально, характерными и лирическими красками актерских работ. Жанры фольклорного зрелища и романтической легенды оказались логично слитыми в этой грамотно стилизованной интерпретации лермонтовского сюжета, вызвавшей восхищенный прием публики.
Не менее красочна была и опера финского композитора Яакко Куусисто «Собачья Калевала» (которую можно было увидеть в видеозаписи, вне конкурсной программы, разумеется). Финский эпос пересказали от лица собак, кошек и волков (облаченных в зеленые, желтые и лиловые костюмы оперных артистов, соответственно). Сюжет ироничный и наивный одновременно, безупречное исполнение вокальных партий, высокое качество видеосъемки, мы смогли оценить благодаря сотрудничеству Института Финляндии в СПб.
«Азбука Льва Толстого» (ТЮЗ «СамАрт», режиссеры Юрий Алесин и Евгений Зимин), завершившая четвертый арлекинский день, также принесла яркие позитивные впечатления. Не смотря на то, что всем известные короткие рассказы (про дружбу льва и собачки,
героическую собаку-спасателя, поход Филиппка в школу и т.д.) были переосмыслены в почти хичкоковских аспектах. Переход девочек через железную дорогу, например, был решен с помощью «кинематографических» приемов нагнетания саспенса: со «стоп-кадрами», замедлением темпоритма, нарастающим шумом поезда и т.п. А регулярные появления седобородого «писателя, философа и графа» происходили в контровом свете, после жутковато-металлического постукивания (навевавшего разнообразные «спиритические» ассоциации). К несовершенствам этой, в целом очень смешной, постановки, азартно разыгранной молодыми артистами, стоит отнести только не всегда успешный баланс натуралистических и условных выразительных актерских приемов.
ИТОГИ
Состав жюри Российской Национальной театральной премии «Арлекин» 2011 г.
СОКОЛОВА Ирина Леонидовна – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, актриса театра «Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина» (Театр-фестиваль «Балтийский дом»), лауреат Государственной премии им. К. С. Станиславского, лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2007 г., народная артистка России, г. Санкт-Петербург
ТРЕТЬЯКОВА Елена Всеволодовна – театральный критик, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, декан театроведческого факультета, старший научный сотрудник и зав. сектором источниковедения Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения, г. Санкт-Петербург
ГЛАЗУНОВА Ольга Леонидовна – театральный критик, ответственный секретарь Комиссии СТД РФ по театрам для детей, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ, г. Москва
ТИТИГИРОВ Александр Васильевич – главный режиссёр Театра юного зрителя Республики Саха (Якутия), лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2007 г., заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
ЗУБАРЕВ Петр Михайлович – художественный руководитель муниципального театра «Желтое окошко», драматург, актер, лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2006 г., г. Мариинск Кемеровской области
ОРЛОВА Елена Юрьевна – художник-постановщик и художник по костюмам,
г. Санкт-Петербург
РУДНЕВ Павел Андреевич – театральный критик, театральный менеджер, арт-директор Центра им. В.Мейерхольда, старший преподаватель РАТИ, член редколлегии журнала «Современная драматургия», член жюри драматургической премии «Евразия», кандидат искусствоведения, г. Москва
СКОМОРОХОВ Михаил Юрьевич – художественный руководитель Пермского театра юного зрителя, лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2010 г., народный артист России, г. Пермь
ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ:
• Российская Национальная театральная премия «Арлекин» 2011 года в основной номинации «ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ» присуждена спектаклю «КАК КОТ ГУЛЯЛ, ГДЕ ЕМУ ВЗДУМАЕТСЯ» (режиссер Сигрид Стрем Рейбо). Российский академический Молодежный театр, г. Москва.
Награждается Дипломом и серебряной статуэткой Арлекина (автор пластического символа Национальной премии «Арлекин» – художник-ювелир Андрей Ананов).
Лауреаты в частных номинациях:
• «ЛУЧШАЯ РАБОТА РЕЖИССЁРА» – СИГРИД СТРЕМ РЕЙБО («КАК КОТ ГУЛЯЛ, ГДЕ ЕМУ ВЗДУМАЕТСЯ». Российский академический Молодежный театр, г. Москва).
• «ЛУЧШАЯ РАБОТА ДИРИЖЕРА» – СЕРГЕЙ ЦАРЕГОРОДЦЕВ («КОШКА». Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, г. Екатеринбург)
• «ЛУЧШАЯ РАБОТА ХОРЕОГРАФА/БАЛЕТМЕЙСТЕРА» – КИРИЛЛ СИМОНОВ («ЩЕЛКУНЧИК». Музыкальный театр Республики Карелия, г. Петрозаводск).
• «ЛУЧШАЯ РАБОТА КОМПОЗИТОРА» – ВАСИЛИЙ ТОНКОВИДОВ за музыку к спектаклю «У КОВЧЕГА В ВОСЕМЬ» Екатеринбургского театра юного зрителя и за музыкальное оформление спектакля «АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО» Театра юного зрителя «СамАрт», г. Самара.
• «ЛУЧШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ» – ДИМИТРИЙ ХИЛЬЧЕНКО за работу художника-постановщика и художника по костюмам («АШИК-КЕРИБ». Альметьевский татарский государственный драматический театр, Республика Татарстан).
• «ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ» – ДАРЬЯ МИХАЙЛОВА за роль Белой Голубки («У КОВЧЕГА В ВОСЕМЬ». Екатеринбургский театр юного зрителя).
• «ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ» – ВЛАДИМИР ВАРНАВА за роли Фрица и Буффона («ЩЕЛКУНЧИК». Музыкальный театр Республики Карелия, г. Петрозаводск).
• Специальный приз Жюри «За художественную целостность решения спектакля и актерский ансамбль» – спектакль «У КОВЧЕГА В ВОСЕМЬ», режиссер Евгений Зимин (Екатеринбургский театр юного зрителя).
• Премия в частной номинации «ЛУЧШАЯ РАБОТА ДРАМАТУРГА» – не присуждена.
• Специальная премия Жюри «ЭКСПЕРИМЕНТ» (поиск новых выразительных средств современного театра для детей и подростков) – не присуждена.
Лауреаты Специальных премий «Арлекин»:
«За великое служение театру для детей» – актриса Екатеринбургского театра юного зрителя, народная артистка Российской Федерации Любовь Эвальдовна ВОРОЖЦОВА.
Награждается Дипломом и серебряной статуэткой Арлекина (автор пластического символа Национальной премии «Арлекин» – художник-ювелир Андрей Ананов).
«За весомый вклад в развитие детского театра России» – Театр для детей и молодежи «МАЛЫЙ», г. Великий Новгород.
Награждается Почётным дипломом СТД РФ и высшей наградой СТД РФ – «Золотым знаком».
Специальный приз зрительских симпатий «Глазами детей»:
Спектакль «АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО» Театра юного зрителя «СамАрт», г. Самара (режиссеры Юрий АЛЕСИН, Евгений ЗИМИН).
Специальная премия Дирекции Премии и Фестиваля: Режиссерам Арсению ЭПЕЛЬБАУМУ и Ольге ЗЕЙГЕР (Театральный дом «Домашний театр», г. Москва)
Специальная премия театральных журналистов и критиков:
Спектакль «АШИК-КЕРИБ». Режиссёр Искандэр САКАЕВ (Альметьевский татарский государственный драматический театр, Республика Татарстан).
Лауреат Премии Союза театральных деятелей Российской Федерации:
Творческой командировкой в Москву награждается режиссер Светлана ЛОПИНА за исполнение ролей второго плана в спектакле «ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ» (Театр для детей и молодежи, г. Кемерово).
Мне посчастливилось посмотреть спектакль по Киплингу — это был полный восторг! Всегда думала про себя, что люблю традиционный детский театр — чтоб всамделишные декорации, продуманные, не условные костюмы, так чтобы погрузиться в мир на сцене с головой, перенестись в другую реальность. А тут — такой минимализм! Но как было увлекательно следить за всеми превращениями — и ковра, и платка Женщины, и ребята с таким азартом перевоплощались! Хохотала и радовалась как ребенок, уходила со спектакля в замечательном настроении. Рада за ребят!
Не могу не исправить свою оплошность: ничего не написала о музыке в спектакле «Как кот гулял…». Ребята пели сами, причем использовали, как я догадываюсь, подлинную русскую колыбельную — есть такие, где в качестве персонажа выведен кот (видимо кот прочно ассоциировался с колыбельной, со сном). Было замечательно, что они пели на несколько голосов, и что один актер (или даже двое) имитировал голосом звучание ударных инструментов. А самое потрясающее было, КАК вплеталась в действие эта музыка, каждый раз исподволь, постепенно набирая силу, драйв. У меня, у музыканта, каждый раз дух захватывало, как это мастерски, по-настоящему музыкально было сделано. Слушала бы и смотрела не раз!…