Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

8 ноября 2010

БАШНЯ РЕЗО ГАБРИАДЗЕ

6 ноября, в неожиданно теплый солнечный день (до этого в Тбилиси шли дожди) Резо Габриадзе вновь открыл двери своего театра-студии после долгой реконструкции. Но отметил 30-летие неожиданной премьерой: это можно назвать спектаклем в камне, можно — «каменной книгой». Короче, на маленькой площади Резо построил башню с часами, и именно ее торжественно открыли при огромном скоплении народа, в рядах которого оказался и президент Михаил Саакашвили (я, честно сказать, его со спины не признала и упорно спрашивала стоящих рядом, что за парень приклеился к Габриадзе и никак не отлипает). И если раньше Габриадзе был живописцем, драматургом, скульптором, сценаристом, режиссером, книжным графиком и проч., то теперь он стал еще и архитектором.

Резо Габриадзе на открытии башни. Слева Михаил Саакашвили.
Фото — Марина Дмитревская

Идея построить башню пришла Резо несколько лет назад. Зачем? На этот вопрос он отвечает затрудненно. В общем, у каждого города должна быть своя башня с часами. Но что построишь рядом с подлинным византийским шедевром — уникальной базиликой Анчисхати (V век), в непосредственной близости от которой стоит театр марионеток? Только безупречный вкус и знание православных святынь позволили Резо сконструировать из тысячи мелочей архитектурный объект, который не только не нарушил пейзажа, но, напротив, башня эта как будто вобрала в себя и кривые улочки старого Тбилиси, и изумительную ассиметрию византийских храмов.

Открытие башни: падает простыня. Кликните на фото и башня приобретет цвет!
Фото — Марина Дмитревская

Таскали старые кирпичи от разрушенных домов, возили камни из каменоломен (сочетание кирпича и камня дает теплую розоватость — считает Габриадзе). И четыре года приставляли один камень к другому, потому что камни должны соединяться как люди — по любви, конфликтуя или обнимаясь. Но, так или иначе, в этом должна быть жизнь.

Сидя на площади, Резо складывал из камней башню, каждый кирпич был мазком на полотне. Теперь башню хочется долго разглядывать, в ней масса подробностей. Искусство Резо всегда было мозаикой из элементов разных культур, и на первый взгляд, новорожденная коллега шлет привет всем башням мира: и Пражской, и Пизанской.

Когда-то в «Дочери императора Трапезунда» смешной вояка из войска императора Арчилла, проходя через Италию, лихо пинал ножкой Пизанскую башню и она накренялась. Новая, настоящая башня тоже наклонена: мировой культуре дали такой серьезный пинок, что она еле держится, подпертая чугунной «рельсой» — перекрытием от какого-то разрушенного моста. Детали византийских колонн, изразцы, камни готовы упасть окончательно, циферблат покосился, часы показывают искривленное время. А на крыше, над всем этим хаосом культурного наследия, растет древо жизни — живое дерево, соседствующее с двумя гранатовыми кустами. Живая жизнь прорастает сквозь века, жизнь поднимается через осколки культурных пластов — туда, к небу…

Каждый час открывается дверка под крышей, играет музыка, выходит золотокрылый ангел, стучит молоточком в колокольчик и уходит, похлопав огромными крыльями. А один раз в сутки, в 12. 00, открывается железный разрисованный занавес маленького театрика — и под чудесную грузинскую народную песенку перед нами проходит жизнь человека. Несколько сцен: он и она молодые… они же чуть старше… и уже с коляской…старички… две могилки… и снова молодая веселая пара. Круговорот времени — как на круглом циферблате, неизбежное продолжение жизни — как в проросшем сквозь крышу дереве…

Послание Резо Габриадзе человечеству одновременно трагично, гармонично и радостно, и вот уже третий день площадь полна людей, которые улыбаются, восхищаются, аплодируют.

И я там был, мед-пиво пил.

В именном указателе:

• 

Комментарии 13 комментариев

  1. Юлия

    Как приятно и радостно, что хоть изредко солнечным зайчиком блестнёт настоящее творчество!

  2. Власта

    Он настоящий мастер!!!

  3. ольга наумова

    Хочется еще подробностей. Какова высота башни? Как можно мазками на полотне складывать камни — их таскали каждый соответственно мазку или как? Если время искривленное, то как же в 12.00 «работает» театрик? Словом, этот текст чудесный, но хочется еще…

    Какое чудесное безумие!

  4. Марина Дмитревская

    Взгляните на фотографию: циферблат стоит чуть криво, 12 часов чуть смещено вправо. Но время-то, конечно, показывается реальное. Просто в 12.00 стрелки стоят не вертикально, а чуть под углом.

    Камни и кирпичи по сто раз переставляли, как говорит сам Резо. ОН сидел в кресле на площади, ему прикладывали камень к камню, он утверждал, а наутро все перекрадывали и искали другой камень… Когда я говорю про «переписывание» и «мазок» — имею в виду этот мучительный для всех четырехлетний процесс…

    То же самое с изразцами, он их делал тысячи, мне по рассказам казалось — это будет такой Тадж-Махал (Резо гооворил, что сделал в керамике всех, кто ему дорог — от Чехова до Битова, включая бабочек, что это будет его письмо потомкам с перечислением ценностей его жизни). Но теперь это чисто декоративный элемент, панно — не более…

    То есть, концепция менялась столько, сколько делалась башня…
    А высотой она с четырехэтажный дом. На фотографии видно.

  5. Елена

    Рада за Резо! А где посмотреть еще фотографии? Чтобы разглядеть все подробно, ведь, судя по всему, это башня «мелкой выделки»!

  6. Марина Дмитревская

    Есть альбом у меня ВКонтакте.
    http://vkontakte.ru/album1568844_121534746

  7. Даша

    Посмотрела фотографии Вконтакте. Эта башня чудо какое-то!

  8. Татьяна Жаковская

    Ужасно рады за Резо — не всякий художник до такого момента доживает. Башня замечательная! Хотелось бы увидеть в движении — нет ли видео посмотреть?
    Пока же вот тут — привет тбилисской башне от эдинбургской (с петербургскими корнями) http://vkontakte.ru/video-21194555_154570240
    Высота поскромнее — 11 метров, и в связи с климатическими условиями — под крышей (Королевского музея)
    Все мы вышли из вертепа…

  9. Редакция

    Чтобы читатели точнее представили себе атмосферу «микрорайона» возле Театр-студии Резо Габриадзе, отсылаем их к нашей публикации пятилетней давности:

    http://ptj.spb.ru/archive/41/gabriadze-41/ne-goryuj/

    Сейчас кафе перестраивается и готовится к открытию, оно уже не совсем такое, но…

  10. Галина Б-т

    Башня офигительная. Посмотрела и фотографии ВКонтакте.Фото-репортаж очень солнечный. С ума сойти — сидеть на площади в кресле и смотреть как собирают камни, и переделывать. Это просто притча какая-то. Он — мифологический герой. Событие — грандиозус.

  11. Яна

    Марина, большое спасибо за ссылку на статью «БАШНЯ РЕЗО ГАБРИАДЗЕ». Замечательная башня! Очень бы хотелось увидеть собственными глазами 🙂
    Всего вам самого наилучшего!

  12. Редакция

    А вот и разговор с Габриадзе о башне. Газета «Культура».

    http://www.kultura-portal.ru/search.php?search=%2B%D0%B3%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B5&pub_id=1142276

  13. Наталия

    Чудесная статья! Столько раз видела и фотографировала эту башню (живу в Тбилиси), кажется знаю каждый кусочек, но прочитала и словно теплом обдало… Спасибо Вам!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога