Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

29 июня 2024

ВОТ И НЕ ВЕСЬ СКАЗ

«Хозяйка Медной горы». Г. Матвейчук, Е. Ханпира, С. Стрейзанд.
Театральная компания Глеба Матвейчука, Театр Эстрады.
Композитор, автор идеи и режиссер Глеб Матвейчук, второй режиссер Александра Каспарова, хореографы Виктория Гончарова и Искандер Фахрутдинов.

Юбилей великого деятеля, даже некруглый — повод для музыкального театра продать побольше билетов школьникам, отбывающим культурную повинность, так отчего бы им не воспользоваться. Алексей Франдетти в начале июня выпускает в театре «Ленком» музыкальный спектакль «Кабаре Пушкин» к 225-летию юбиляра, а независимый продюсер и композитор Глеб Матвейчук создал мюзикл «Хозяйка Медной горы» к 145-летию Павла Бажова. Первые показы прошли в облюбованном компанией Матвейчука фольклорном центре «Москва» (бывший Театр Людмилы Рюминой), на второй блок спектакль переместился на сцену Театра Эстрады, благо минусовая фонограмма и легкая застройка позволяют проекту существовать в мобильном формате.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Колбая.

Глеб Матвейчук уникальным образом совмещает в себе роль композитора, продюсера и режиссера спектаклей: созданные им мюзиклы идут не только в Москве, где функционирует его продюсерская компания, но и в музыкальных театрах Санкт-Петербурга («Алиса и Страна Чудес» в Музкомедии), Новосибирска (та же «Алиса», только «в Стране Чудес» — за отсутствием необходимости отмежеваться от одноименных спектаклей других театров, как в Петербурге), Омска («Опасные связи»), Новокузнецка («Садко в подводном царстве») — все неизменно в постановке автора, другие члены команды могут меняться. Все это — честный, зрелищный зрительский продукт, для участия в котором привлекают известных мюзикловых артистов и который, по-видимому, симпатичен публике в достаточной мере, чтобы себя окупать.

Фольклорную тематику Матвейчук уже затрагивал в «Садко», сильно вдохновленном неизбежной диснеевской «Русалочкой». Но то был мюзикл смешной и легкий. «Хозяйка Медной горы» куда более увесиста. Автор пьесы — Софья Стрейзанд — режиссировала мюзикл «Демон Онегина» (2015) в санкт-петербургском Театре ЛДМ, одним из композиторов которого был Глеб Матвейчук. В 2021-м она написала сценарий мюзикла «Дама Пик», который сама поставила и спродюсировала. Опираясь на Пушкина и братьев Чайковских, она сделала главной героиней Графиню, показав в кадре ее предысторию с Сен-Жерменом и продемонстрировав ее как женщину, которая вопреки мужским предательствам всю жизнь борется за то, чтобы оставаться собой.

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Губина.

Похожую оптику Софья Стрейзанд применяет и в «Хозяйке Медной горы». Используя мотивы из доброй половины сказов сборника «Малахитовая шкатулка» и создав собственную достройку более эпического уровня, она создает историю трех поколений женщин нечеловеческого происхождения, в чьем существовании неизбывно сплелись красота и боль. Данила-мастер с его Каменным цветком — лишь повод к продолжению этого колдовского рода, представительницы которого должны прежде всего разобраться с собственной жизнью.

Хозяйка Медной горы (в этой партии чередуются Анастасия Вишневская и Вера Свешникова) — дочь двух языческих божеств, появившаяся на свет в результате насилия; этот приквел рассказан хранящей древнюю мудрость Шептуньей (Агата Вавилова / Ромади Кагита) и проиллюстрирован танцем, но отдельной афишной партии у богини Лады нет, зато есть проклятие, которое она оставила в наследство дочери. Проклятие сильно напоминает пресловутый «венец безбрачия» и даже заключается в малахитовом венце, который Хозяйка не может снять сама, только передать по наследству. Этот венец с лучами-остриями — младший родственник Железного трона из «Игры престолов».

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Губина.

Мир спектакля беспросветен в обоих своих измерениях. Под землей Хозяйка не знает любви и тепла и обречена быть жестокой. На земле простые люди страдают от произвола хозяев: карикатурные Барин (Александр Круковский / Алексей Толстокоров) и Барыня (Катерина Шанина / Мария Плужникова) упиваются своей властью, а их приказчик (Эмиль Салес / Павел Стукалов) — безнаказанностью. Там и тут единственное прибежище мыслящего существа — красота: природная ли, рукотворная ли. Для Данилы (Павел Стукалов / Кирилл Гордеев) обе ипостаси красоты объединяются в образе Хозяйки Медной горы, ради ночи с которой он оставляет мир людей. Их общую дочь Хозяйка подбрасывает земной девушке Насте (Маруся Бережная / Юлия Довганишина): Настя безнадежно влюблена в пропавшего Данилу, который в любом случае был верен своей мечте об абстрактной красоте, и самоотверженно воспитывает девочку, дав ей имя Татьяна (Наталья Куликова / Екатерина Лепилина).

Подкидыш вырастает парией: даже безобидные способности полубогини — например, она не обгорает в огне (что, к сожалению, не становится для постановщиков поводом к эффектным театральным трюкам) — пугают людей вокруг. Зато полученные от кровной матери украшения помогают Тане околдовать мерзкого Барина, и с помощью дочери Хозяйка сводит счеты с людьми, которых полагает достойными смерти. Девушка не готова оправдать такие средства, но неизменная поддержка приемной матери помогает ей разобраться в себе, нейтрализовать родовое проклятие и стать новой Хозяйкой Медной горы — щедрой, доброй и справедливой.

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Губина.

При минимуме объемных декораций основную часть сценографии составляют анимация, тщательнейшая детализация которой находится на уровне самых современных видеоигр, а также свет — особенно эффектно он заливает сплошным малахитом живых людей. Простые, но антуражные костюмы земных персонажей контрастируют с вычурной экипировкой подземных обитателей: золотым и зеленым переливаются Хозяйка и три змейки-танцовщицы из ее свиты, за которыми следуют три танцующих же каменных голема (в спектакле задействована хореографическая группа ФЦ «Москва»); искрящаяся золотом зелень облекает воссоединившуюся с родительницей Таню.

Восприятию истории о переприсваивании и переобустройстве патриархального мира уральского горного промысла мешают две существенные вещи. Во-первых, либо в зале не оказалось хорошего звуковика, либо у партитуры проблемы с гармониями, но голоса то и дело сливались с фонограммой до полной неразличимости текста — впрочем, стихам Елены Ханпиры в любом случае не хватает вдохновения, которое вело ее при работе над либретто мюзикла «Последнее испытание». Во-вторых, весь сюжет наполнен плохо объяснимыми и нефункциональными ходами, и отнюдь не в мистической своей части: намечена и оборвана линия Северина и Насти; выпукло заявленную Настю в принципе сводят к служебной роли и оставляют ее судьбу за скобками; найденные Приказчиком в мастерской драгоценности ни с того ни с сего атрибутируются им как Танины, и все этому верят; и так далее.

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Губина.

В декабре «Хозяйка Медной горы» должна войти в репертуар Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Режиссер — по умолчанию, дирижер — музыкальный руководитель театра Алексей Нефедов, художник — целый Вячеслав Окунев. Любопытно, будет ли в этой постановке, наконец, в кадре Каменный цветок, или эмблемой совершенной красоты так и останется женский образ — образ Хозяйки?

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога