Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

2 октября 2022

ПАМЯТИ ФРАНКО ДРАГОНЕ

29 сентября не стало Франко Драгоне, имя которого многие десятилетия было синонимом самых интересных событий в области циркового искусства. 15 лет в Цирке дю Солей и девять поставленных им самых грандиозных шоу, среди которых «Nouvelle Experience», «Saltimbanco», «Alegria», «La Nouba», «O», «Quidam», «Mystere», принесли ему славу не только режиссера-первооткрывателя, но и неудержимого фантазера. Годы, отданные собственной компании Dragone, только укрепили репутацию великого выдумщика — Драгоне ставил шоу, праздники, концерты, придумывал новые зрелищные форматы, как, например, Дом танцующей воды в Макао. Сегодня о его уходе скорбит без преувеличения весь цирковой мир. В блоге ПТЖ Франко Драгоне провожает его многолетний соратник, режиссер и хореограф Павел Брюн.

Франко Драгоне.

Выдающийся режиссер, драматург, философ, революционер Франко Драгоне, не дожив чуть более месяца до круглой даты «70», покинул этот мир.

…Мы встретились с ним в 1989 году в Квебеке, куда по чьей-то доброй воле (или, скорее, недосмотру) нас с Валентином Гнеушевым выпустили из СССР для знакомства с недавно зародившимся и весьма ярко заявившим о себе канадским цирком Cirque du Soleil. И уже тогда очевидным «сердечником творческого реактора» этого молодого и даже еще совсем неумелого цирка был удивительно живой в каждом своем движении, темноглазый неаполитанец Франко Драгоне.

По мизерной сумме каких-то междометий и штрихов в обычном диалоге мы с Франко поняли друг друга практически мгновенно. Точнее, не «поняли» (потому что в «поняли» сидит какая-то заунывная законченность!). Мы начали взаимодействовать. Слушать и слышать. Смотреть и видеть.

И в последующие тридцать лет наше с ним взаимодействие, зачастую оборачивавшееся весьма жесткими и беспощадными сторонами к нам обоим, вылилось в 5 шоу Cirque du Soleil, шоу «A New Day» для Селин Дион и LE REVE (оба в Лас-Вегасе), «Я» для Филиппа Киркорова в России, LA PERLE в Дубае и в великое множество замыслов, о которых мы говорили и писали друг другу еще несколько часов назад. Несмотря и вопреки…

…Как часто мне, в ходе бесконечных и изнуряющих репетиций, приходилось оказываться в числе тех, кто «знает, КАК БУДЕТ ЛУЧШЕ», именно в тот священный момент, когда парадоксальное существо Франко Драгоне лишь только начинало «чувствовать, КАК НЕОБХОДИМО». Но наши с ним драгоценные взаимоотношения были и останутся драгоценными и тем, что мы всегда, зачастую дорогой ценой, давали друг другу право на ошибку. И шанс понять ее и исправить…

Споры о том, что такое Cirque du Soleil — «театрализованный цирк» или «театр с цирковым ингредиентом» — еще вчера казались бесконечными. Но вчера судьба поставила в этих спорах весьма ощутимый и жесткий знак препинания: Cirque du Soleil — это в первую очередь режиссерский метод Франко Драгоне. Не соблазнительные для торопливого глаза мегамиллионные бюджеты, вложенные в архисложные сценические эффекты и приспособления, а выразительный человек в пустом пространстве — вот приоритет и основа мироздания Франко Драгоне, которыми он никогда не поступался.

Многие ученики, независимые последователи или даже оппоненты Франко — Даниэле Финци Паска, Робер Лепаж, Мишель Лаприз и другие — подхватили океанскую волну, поднятую девятью шоу, сделанными Франко в Cirque du Soleil. Кто-то из них мыслит и чувствует сходно с Франко. Кто-то совсем иначе. Не об этом речь. И не о «праве первородства», которое, как мы знаем, иногда выменивается и на чечевичную похлебку. Речь о Памяти.
И о благодарности за Дерзновение и Риск…

…Первейшими словами Франко при начале новой работы с артистами над новым шоу всегда были «Let’s shake the Stage!» — «Давайте встряхнем Сцену!».

И в этом не было панибратства или фамильярности. В этом было неподдельное желание увидеть пробужденного артиста в пустом пространстве. Встряхнуть не для того, чтобы повредить. Встряхнуть, чтобы добиться и услышать резонанс. И войти в диалог, в сотворчество, в созидание. В диалог, над которым бессильна даже смерть.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога