Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

24 декабря 2010

ЮБИЛЕЙ ИРИНЫ СОКОЛОВОЙ

Сегодня 70 — Ирине Соколовой.

Дата ни о чем не говорит.

Потому что у Соколовой никогда не было возраста.

Нет и сейчас.

Так что просто — с днем рождения, любимая артистка!

О ней всегда было трудно писать (хотя «Петербургский театральный журнал» пытался. В № 16, в № 48). Так сложно бывает писать об исключительных, необъяснимых явлениях природы, а Ирина Соколова — точно исключительное и необъяснимое.

С ее умением быть одновременно ребенком и прелестной женщиной (с годами женщины становится больше, но сочетание остается).

С умением быть существом  — не ребенком, не женщиной и даже не кошкой, которая гуляет сама по себе, не олененком Бемби, не Геббельсом у Сокурова и не Маленьким принцем, а существом, самим средоточием жизни, которой все равно, где существовать — в ребенке, кошке, Камне, который катает Сизиф, или мухе, бодро купившей самовар…

Она всегда играет и существо роли, без пустой сценической болтовни.

Серьезно и грациозно.

Самоотверженно и исключительно скромно, словно спрятавшись Дюймовочкой в роль.

Спрячется, а ее еще больше видно — и глаз не отвести. Необъяснимо.

Зато можно объяснить (исключительными человеческими свойствами, порядочностью и благородством можно объяснить) ее искреннюю верность учителю — Зиновию Яковлевичу Корогодскому. Что бы ни происходило в жизни, она не предавала его никогда.

Ее многолетнюю верность Ленинградскому ТЮЗу.

Борьбу за свой родной театр, баррикады, письма Президенту: театр гибнет, оставьте нам режиссера Праудина.

Уход из ТЮЗа — за Анатолием Праудиным, в неизвестность, потому что почувствовала: жизнь в этом доме, ТЮЗе, кончилась, вишневый сад продан. Здравствуй, новая жизнь!

Только великая артистка может вот так, в 60 лет, уйти.

Только исключительная — забыть про звание Народной и кинуться в лабораторные эксперименты рядом с начинающими. Изучать Станиславского, Михаила Чехова, играть Раневскую по его системе… Это было странное зрелище: с каким-то внутренним сценическим удивлением Ирина Леонидовна прилежно рассказывала про метод овладения ролью. И было видно, как не нужна ей никакая система. Не для исключительных и необъяснимых писаны системы (собственно, так считали и великие их авторы).

В «Золушке» она — Фея — воплощение творческой сущности театра, который живет сам по себе — на кухне, в карете, в тыкве, в звездном небе, улетев в которое проще сохранить нравственный закон. Она учит молодых эмигрировать от тягот и мерзостей жизни в сочинительство, спасаться только творчеством, как спасается им она, Ирина Соколова.

Сегодня вечером с ТЮЗе состоится ее творческий вечер. Так что, до вечера, Ирина Леонидовна! Еще не вечер!

Ирина Соколова.
Фото — Дарья Пичугина

В именном указателе:

• 

Комментарии (11)

  1. таша строгая

    На мой взгляд, субъективный конечно, юбилей удался на славу. Жаль,что даже театр Поколений не обошелся без упоминания возраста И. Л.
    Но, тем не менее, было что-то настоящее, чего не встретишь на юбилеях, чаще всего…
    Что-то такое, чему веришь сразу, щемящее что-то… Вот, что такое – ВЕЛИКАЯ актриса…

  2. Сергей Радченко

    Ленинградский ТЮЗ тридцать лет назад. Не пропускал ни одной премьеры, Ирина Соколова актриса потрясающая! Помню ее роли как вчера, хоть вот уже двадцать лет живу в Тобольске! Что тут добавить…

  3. Марина Дмитревская

    Не могу сказать, что сам юбилей меня впечатлил, было, в общем-то, ощущение бесхоза. Звуковикам ТЮЗа, не отключавшим от актрисы трансляцию за кулисами, надо руки пообрывать. Ну, и так далее.

    Но как замечательно реагировала Ирина Леонидовна на все накладки, формальности, как точно и озорно отыгрывала все, снимала пафос, канцелярщину официальных текстов, как отлично корчила рожицы и подмигивала своим, снимая все, от чего ей было неловко!

    И что уж стало совсем очевидно: правнучка ее, Лизанька, на сцене — как дома. Не увести ребенка было! Через 20 лет увидим на сцене наверняка!

  4. Татьяна

    Необыкновенно удивительным был дуэт Ирины Соколовой и Николая Иванова в сцене из “Маленького принца”! Ни прошедшего времени, ни возраста… По-моему, случилось ЧУДО.

  5. Марина Дмитревская

    Да, когда она играет старые отрывки — происходит что-то невероятное… Времени нет!

  6. Варвара

    Вспоминать Ирину Соколову в спектаклях того самого ТЮза, корогодского, начала 80-х годов – это рай, из которого я не могу быть изгнана… Это – СЧАСТЬЕ, от которого щемит сердце – Тимми, Бемби, Онорина из “Рыжика”, Дюшка, Мария из “Профессии АА”, но самое любимое – старуха из сп. “Не уходи никогда”… Вспоминаю и плачу….СПАСИБО ВАМ ИРИНА ЛЕОНИДОВНА за эти слёзы…

  7. Анастасия Фишер

    Любимая до слёз.
    В детстве – потому что были Бэмби, “Та-которая”, Кот в сапогах, “Не уходи никогда”. Потом – потому что она, такая хрупкая и такая сильная, возглавила стачком в защиту Зиновия Яковлевича. Он сам на потом рассказывал, что она, по характеру “не борец”, просто она не могла молчать и мириться с творящимся в театре беспределом. А какая она была в “Лысой певице”! А как она вытаскивала на себе весь спектакль “Антонио фон Эльба”, как отплясывала рок-н-ролл её комическая старушка Коломба. Жаль, не видела её в “Лире”.

    Дай бог, дай бог ей долгих лет, здоровья и сил!

  8. Редакция

    Настя, Вы имеете в виду в “Без Лира”? Театра Поколений?

  9. Анастасия Фишер

    да-да,Театра Поколений

  10. Галина Лагутина

    Знаете, Ирина Соколова это артистка ТЮЗа, которую я видела с её институтских работ в театре! Росла я, опять ходила в театр и видела ЕЁ. Меня поражали её мужские роли! Детвора не умеет удивляться: когда зал понимал, что пионером одета девушка, могли быть смешки: но она не робела и как-то заставляла их забыть, что она не мальчонка!!! В многих городах мы с детьми (!!!) обсуждали именно её МАЛЬЧИКОВ!!! У меня в памяти нет названий этих коммунистических идиллических спектаклей о жизни пионерского звена, НО именно после этих мальчиков( я ходила в ТЮЗ три раза в неделю в подарок от родителей за хорошую учёбу), я всегда с особенной любовью, с особенным отношением ищу театральные труды Ирины Соколовой!! Спасибо ей за необычное питерское исполнение “СЕБЯ”, свою красоту труда на сцене, и дочушке я когда-то это же рассказывала при её посещении театра!!! Здоровья Вам, наш дорогой театральный труженик…

  11. Ирина

    И не только ТЮЗ!
    /кстати, больше всех мне запомнился Дюшка в “Весенних перевёртышах” и озорной мальчуган из сценки “Детский хор” в спектакле “Наш цирк” (или это был “Наш, только наш”?)
    А еще и Доремиша Фасолькин в телепередаче (ленинградское ТВ) о музыке.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога