Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

1 февраля 2014

НЕИСТОВАЯ ЭРА

1 февраля юбилей у Эры Зиганшиной. Ура!

К статьям об Эре Гарафовне Зиганшиной всегда было легко придумывать названия. «В один из дней до новой Эры» — называлась статья Леонида Попова в нашем «нулевом» номере. Обойтись без Зиганшиной с самого начала мы не могли, без нее ленинградский театральный ландшафт выравнивался, именно она взрывала болотистую почву своим неистовым внутренним темпераментом, о котором иронически сама написала в № 50, вспоминая главного режиссера своей жизни — Геннадия Опоркова.

Эр действительно было несколько, начиная с Маленькой разбойницы в фильме «Снежная королева» и ролей в Ленкоме конца 1960-х.

Г. Опорков и Э. Зиганшина
в  декорации к спектаклю «Чайка».
Фото — Ю. Богатырев.

Потом — Кишинев, куда она со скандалом убежала от нового худрука, а именно Опоркова, еще не зная, что он будет ее главным режиссером через несколько лет… Была эра театра-дома, Ленкома, куда она вернулась. Воистину — «С любимыми не расставайтесь» (вот интересно, одна за другой празднуют даты две Кати этого спектакля. Зиганшина ввелесь в спектакль после Ларисы Малеванной).

Была эра разъездов, «Гроза» Яновской, кочевая жизнь в поездах, о которой она чудесно рассказывала потом в спектакле Могучего «Пьеса, которой нет». Впрочем, больше там было об опорковской «Чайке».

Не знаю, считает ли сама Зиганшина эту роль главной, но для меня она — лучшая из всех виденных Аркадиных. Зиганшина играла удивительную Аркадину, «чудную», несущую в себе редкий дар духовного лидерства. Рядом с нею унылая жизнь других приобретала смысл, хотя дотянуться внутренне до Аркадиной в том спектакле не было дано никому. Это ощущение пронизывало всю «Чайку», но однажды было подчеркнуто особенно явно и иронично — финалом сцены в летнем театре. «Вечер какой славный!» — Аркадина слушала тишину, которая, право, дает больше, чем скучные (не столько шокирующие, сколько скучные — вот в чем беда) драматургические упражнения сына, так никчемно проводящего время, когда «вечер такой славный! Слышите, господа, поют?» Господа усердно и бездарно вслушивались в молчание вечера, становясь рядом. И не слышали… С жалостью и ироничными чертиками в глазах поглядывала на них Аркадина. Стараются, ах, как стараются услышать хоть что-то Дорн и Шамраев, Полина Андреевна и Тригорин. Не слышат… И тихо, выручая их, низким грудным голосом Аркадина запевала: «Вечерний звон…» «Бом-бом», — так и не услышав ничего, но с чувством глубокого облегчения подхватывали остальные. Спокойствие воцарялось.

Ироничная, несколько даже наигранная гордыня (другие не слышат то, что дано услышать ей) — какая это прекрасная и абсолютная индивидуальная нота Зиганшиной, какая удивительная интонация!

Она дорожила своим домом — театром. Дом разрушался. Начала ездить. Несколько раз возвращалась. Одно такое возвращение было отмечено спектаклем Владимира Туманова «Без вины виноватые», где ее Кручинина тоже возвращалась в город своей юности… Зиганшина умеет сделать собственные лирические сюжеты — сюжетами спектаклей, при этом жестко и горько посмотреть на этот свой «сюжет». Глянет — не подойдешь. И к возрастным ролям ее тоже повернул Опорков. В спектакле «По ком звонит колокол» Зиганшина сыграла Пилар. («А молоденьких я больше не играла. Было уже не интересно. Вот так ловко ты меня состарил, Гена, за что тебе спасибо на всю мою жизнь. И когда удается сыграть что-то вполне прилично, как мне жаль, что ты этого не видишь. Как жаль, что не слышу от тебя «почти хорошо»).

Я думаю, что он сказал бы это, увидев двух ее «бабуленек» последних лет. Бабушку в «Похороните меня за плинтусом» Игоря Коняева и Бабуленьку в «Литургии Zero» Валерия Фокина.

«Плинтус» становился моно-историей русской женщины, бабушки Нины Антоновны, осатаневшей от безлюбовности жизни. Зиганшина истово (и неистово) играла эту тему. Про то, как «оборвалася ниточка любви». В самом начале жизни оборвалась. И как непереносимо этой женщине жить. Давно.

В «Литургии» она так же неистово и иронично играет азарт Бабуленьки, жажду жизни (пусть и за рулеточным столом!), ее личный театр. Игра, идет игра! И как же по-королевски, лукаво подмигнув залу, Бабуленька-Зиганшина поднимается с инвалидного кресла и уходит за кулисы! Игра не окончена!

Подмигивайте нам чаще, Эра Гарафовна! Поздравляем!

Ниже читайте интервью Дмитрия Циликина, опубликованное в № 71 ПТЖ.

ЭРА ЗИГАНШИНА: «У НАС БЫЛИ ВРЕМЯ И ОХОТА ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФЕССИЕЙ»

Дмитрий Циликин Вы читали рецензии на «Литургию Zero»?

Эра Зиганшина Я давным-давно не читаю критику. Лет пятнадцать. У меня такое впечатление, что эта профессия выродилась во что-то другое. Наверное, так диктует жизнь. Но если ты театровед, ты рассказываешь о спектакле — не том, который ты бы сам поставил (как сейчас обычно пишут), не том, как он тебе представляется исходя из того, что ты когда-то прочитал, а о том, что ты увидел сегодня на сцене. Такого разумного анализа я не читала очень давно. Что касается интервью — я и их не даю тоже полтора десятка лет. Вернее, даю, но очень редко — когда это необходимо для театра или ради конкретного режиссера, творческое будущее которого мне небезынтересно. К сожалению, интервью обычно сводятся к пяти-шести одним и тем же вопросам, у которых меняется разве что очередность: вместо первого шестой, вместо пятого второй. «Когда вы захотели идти в театр?» «Какая была ваша первая роль?» и т. п.

Циликин «Что вы больше любите — кино или театр?»

Э. Зиганшина.
Фото — Т. Ткач.

Зиганшина Да. И еще «расскажите какой-нибудь смешной случай из вашей биографии». Все это варьируется на протяжении многих лет. Уже поколения критиков и журналистов сменились, уже страны той нет, а вопросы неизменны. Это для меня как жилконтора: когда приходишь туда с какими-то своими проблемами, понимаешь, что машина времени встала. Все как при Брежневе — те же очереди, то же покорное выражение лиц, на которых написано нежелание ругаться с любой из этих теток, потому что иначе ты не получишь какую-то бумажку или получишь ее через месяц. И с журналистами — одни и те же вопросы, причем в каком бы городе ты ни был: Москва, Петербург, Воронеж, Владивосток и т. д. — везде одно и то же. Мне это надоело. Мне стало скучно.

Циликин Нет ли в таком положении вины самих актеров, которые потакают всякой бульварщине?

Зиганшина Я так понимаю, что их толкнули на это. На мой взгляд, профессия критика вырождается потому, что время заставило ее взять крен исключительно в сторону торгово-развлекательных материалов. Читаешь про какого-то артиста или артистку и начинаешь вспоминать: а где он играл-то? где она снималась? Про это вообще нет речи, а только — кто на ком женился, в ванной рожали или в какой клинике. Актер из человека, который что-то делает на сцене и на экране, превратился просто в предмет светского интереса обывателя. И, несмотря на то, что «вкусное», с точки зрения читателя, всестороннее освещение жизни иногда компрометирует и очень талантливых и порядочных людей, многих артистов такое устраивает. Это печально. Не можешь заработать имя на сцене — добро пожаловать в желтую прессу. Понимаю, что людям интересно про это читать, но мне неинтересно про это рассказывать.

А кроме того, я не читаю рецензии, потому что Ленинград, который сейчас Санкт-Петербург, в этом смысле очень показателен. Такого больше нет ни в одном городе: когда ты начинаешь здесь профессиональную жизнь, к тебе сразу прикрепляется бирка. Например: «хорошая артистка». И все. Больше я про себя ничего другого не читала — даже если вы перекопаете всю прессу. У меня были неудачи, жестокие неудачи, но критики этого как будто не замечали. Бирка не меняется! Не могут отобрать у меня бирку хорошей артистки и раздраконить мою роль и спектакль в пух и перья.

Циликин Может быть, просто есть уровень профессионализма, ниже которого мастер в принципе не может опуститься?

Зиганшина Профессионализм наживается годами и годами. Во всяком случае, так было у меня. А я говорю — изначально. Когда я только начинала… Правда, начинала я с Достоевского, с «Униженных и оскорбленных» — трудно сделать плохо, когда тебя за руку водит Георгий Александрович Товстоногов. Потом у меня были «Дни нашей жизни» Андреева, «Трехгрошовая опера», то есть мне сразу стали доверять репертуар не для девочки, только что пришедшей с учебы, а для актрисы. И бирка была повешена. Все. Хотя тогда, лет до тридцати, я еще волновалась, читала, мне было интересно, что про меня пишут. Кроме того, я еще не знала, где в этом городе моя ниша, ее надо было найти, встать в нее и желательно не шевелиться, не колыхаться в ней, чтобы тебя оттуда не выкинули и не заменили другой фигурой. А потом я успокоилась. Поняла: никогда про меня вот уж так плохо, чтобы «совсем», — не напишут.

Циликин Вам не хватало разгромных рецензий?

Зиганшина Если это называть разгромными рецензиями — да, не хватало. На самом деле не хватало серьезного анализа проделанной мной работы.

Чтобы не просто написали: мол, какая хорошая-замечательная, какая она в этой сцене растакая-расчудесная. Не это мне нужно было, а профессиональный анализ профессионального человека. То бишь критика, который следит за движением жизни, движением театра, видит актрису определенного поколения, и ему интересно поразмышлять о том, что она сегодня делает. Такого я не читала с тех пор, как старики умерли.

Циликин Как вы оказались в Александринке?

Зиганшина Меня пригласил театр на эту конкретную роль. Более того, оказалось, меня долго искали, почему-то нигде не могли найти мой телефон, а я была на съемках, потом под Москвой сидела на даче. Мне позвонил сам Валерий Фокин и сделал это предложение. Чему я была немало удивлена. Когда-то мы с ним встречались на Авиньонском фестивале, куда он привез свой спектакль, а Гета Яновская — свою «Грозу», где я играла Кабаниху. Мы познакомились, но это было шапочное знакомство, которое, видимо, не отложилось в его памяти. Когда мы через несколько лет встретились в Петербурге, кажется, на «Балтийском доме», я бросилась к нему чуть ли не с распростертыми объятиями, но наткнулась на строгое выражение лица воспитанного человека, который, конечно, поздоровается с тем, кто ему так лучезарно улыбается, но не более того. Я тогда это про себя отметила. А еще несколько лет спустя — вдруг звонок. Конечно, на «Игрока» не могла не согласиться — очень люблю Достоевского, он мой, можно сказать, преследователь по всей жизни.

Э. Зиганшина (Бабушка) в сцене из  спектакля «Литургия Zero».
Фото — П.  Юринов.

Циликин «Чайка» Геннадия Опоркова, которую никогда не забудет никто из тех, кто ее видел, где вы замечательно играли Аркадину, провоцирует вопрос: а Чехова?

Зиганшина Ближе мне Достоевский, а люблю больше Чехова. С Достоевским познакомилась в отрочестве, а Чехов пришел ко мне позднее. В наши годы в школе мы получали, прямо скажем, хорошее образование, но и тогда в школьной программе Чехов был куцый, ни одной пьесы, которые я научилась читать позже. Достоевским я больна, а о Чехове всегда мечтаю.

Циликин Как вас приняла труппа Александринки?

Зиганшина Хорошо. Хотя со всей труппой я познакомилась уже на открытии сезона, через полгода после того, как начала репетировать. А в «Литургии Zero» занята одна молодежь, если б не они, уж не знаю, как бы себя чувствовала. Потому что переход в другой театральный организм — страшный стресс, конечно.

Циликин Даже для вас — с вашим-то опытом кочевой жизни?

Зиганшина Да, у меня все равно был какой-то холодок по спине. Чужие стены, на них какие-то портреты, чужой зал, только вошла — думаю: крепостной театр! Вся эта позолота, вся красота для публики, для царя, а за кулисами очень тесно, маленькие гримерки. Такое впечатление, что эта организация пространства когда-то придумана серьезнейшими психологами: ты, актер, маленький человек, выходи на сцену и радуй нас, а остальное в твоей жизни нам неинтересно. И надо отдать должное ребятам — актерам и музыкантам оркестра, который играет в спектакле прямо на сцене: они все время улыбались, хотели удружить, будь то кофе, вода, зажигалка, все остальное. Как-то негласно и не педалируя меня поддерживали: мол, не бойся.

Циликин Разве ваше положение не позволяет чувствовать себя уверенно?

Зиганшина Какое такое положение? Как оно должно ощущаться? Я в этом смысле вообще не актриса. Мне часто по жизни приходилось, что называется, держать экзамен на чин. Когда куда-то прихожу, у меня нет никакой нажитой солидности и уверенности. Я нервничаю — так было и с Гетой Яновской в Московском ТЮЗе, и с Театром Станиславского, куда меня пригласили на роль герцогини Мальборо в «Стакане воды». Месяца полтора уходит на то, чтобы найти ход к каждому партнеру. И только когда почувствую: «Они мои!» — успокаиваюсь. Теперь уже не волнуюсь, теперь делаю роль.

Циликин В последнее время общим местом стала констатация упадка актерской профессии, девальвированной сериалами и телешоу. Когда ваш партнер, например в антрепризном спектакле, совсем не тянет — что вы делаете? Доигрываете за него?

Зиганшина Хороший партнер — вообще большая редкость и везение. А если он еще и сильный, талантливый актер — вообще счастье. Мне повезло, я работала с очень талантливыми артистами, но их единицы, если растянуть на всю мою театральную биографию, получатся уж совсем крохи. А в основном это актеры, которые за 10–20 лет приобрели какие-то навыки мастерства. Кто-то из великих сказал: «Есть люди талантливые, есть бездарные, а есть люди способные, они-то и путают всю карту». Это действительно так: они вроде грамотно ведут себя на сцене, но работать с ними неинтересно. Когда на сцене задан определенный уровень, а партнер «не тянет» — что делать? Если я начну затыкать чужие пробоины, то он ничему не научится, а тонуть вместе с ним я тоже не хочу. Приходится искать компромисс, чтобы и публика осталась довольна, и артист провел время с пользой. В этом смысле я непрофессиональный человек — очень завишу от партнеров, потому что — скажу нескромно — я очень естественный человек. Никогда не наигрываю, никогда не плюсую, соответствую тому, что происходит вокруг. Поэтому и с артистами того уровня, какой есть, тоже веду себя естественно. У меня есть несколько спектаклей, где заняты в основном молодые, — ну, это беда…

Циликин То есть нельзя выиграть роль, проиграв спектакль?

Зиганшина Нет. Это невозможно и это неправильно. В определенном возрасте я уже набрала багаж сыгранных ролей, и к тому же мне никто не намекнул, что я нормальная актриса, — все говорили, что я потрясающая. И я в свои 26–28 лет в это поверила. Годам к тридцати была убеждена: пусть вокруг все играют плохо, но я-то сыграю гениально — и вытащу спектакль. И что? Когда умер Геннадий Михайлович Опорков, к нам в Театр Ленинского комсомола пришел Геннадий Егоров. Он ставил «Тамаду» Галина, я там играла. Мне режиссура Егорова очень не нравилась: после тончайшей работы с Опорковым эти мазки тремя красками были просто невыносимы. На премьеру пришла театровед Вера Викторовна Иванова, царствие ей небесное, которую я очень уважала, хотя она была женщина резкая, с очень злым языком, ее побаивались. Обычно она заходила ко мне после спектакля, но тут не зашла. Думаю: ну все… Хотя, с другой стороны, я-то ведь хорошо играю, она обязана была зайти и сказать: все плохо, но ты — гениально. Вера Викторовна звонит на следующий день: «Да, ты работала хорошо, но как бы честно ты ни работала, спектакль ты не выручила. Если ты думала, что один артист может спасти спектакль, — забудь. Такого быть не может в принципе. Да и не так уж ты потрясающе все сделала, чтобы сказать: кабы не она, вообще был бы дрянь спектаклишко». Это, что называется, уроки жизни. С тех пор я очень хорошо понимаю: один артист спектакль не вытянет, должен быть ансамбль.

Циликин Любому, кто знает толк в актерской игре, очевидно, что Эра Зиганшина — одна из лучших актрис в стране. Однако медийная слава, конвертируемая в деньги и прочие преференции, достается совсем другим людям, профессионально вас неизмеримо ничтожнее. Вам не обидно?

Зиганшина Было бы мне сейчас лет хотя бы 35, было бы обидно. А теперь воспринимаю это как знак времени. Мы, старые артисты, скрупулезно занимались профессией — у нас было для этого время и, главное, охота. Какой бы я себя в юности не считала «гениальной», притом себя же гнобила, и унижала, и мучилась! Теперь это все ушло из актерской жизни, потому что им просто некогда.

Сейчас стать известным очень легко: снялся в одном сериале, и готово. Для чего ты пошел в артисты? Чтобы тебя узнавали на улице и чтобы у тебя были хорошие деньги. Где-то с третьего курса он начал сниматься в сериале — и все, к 23 годам всего этого достиг. Ему кажется, что он состоявшийся артист — то есть хорошо оплачиваемый и всеми узнаваемый. У артиста начинается внутренняя спячка на всю жизнь, потому что ему больше ничего не надо. И его вместе с теми, кто засветился в шоу-бизнесе, берут в антрепризные спектакли на огромные гонорары. Но за этими гонорарами они забывают, что делают здесь — на сцене. Актеры старой школы шли не за деньгами, а по призванию, и всегда заметно, кто получает деньги за игру, а кто за сиюминутную известность. Но нечестно было бы предъявлять претензии исключительно творческой братии — весь механизм работает именно так. Этого хочет публика — спрос рождает предложение. Востребованный товар приносит прибыль. Такие нынче времена.

Циликин Кстати, в последнее время снова зазвенел вопрос «С кем вы, мастера культуры?» В одном давнем интервью вы скептически отозвались о «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова. Сейчас страна, кроме всех прочих сепараций, разделилась в отношении к этой фигуре…

Зиганшина Давайте я останусь посередке. То, что он делал в начале творческого пути, мне безумно нравилось, это был очень талантливый человек. Первые фильмы — великолепные! Но когда рушится государство, возникает новое, у кого-то крыша просто шатается, а у кого-то едет. Мое глубокое убеждение: ни актер, ни режиссер не имеет права заниматься политикой. Не должно быть другой трибуны для творца, кроме его творчества. Если ты не можешь со сцены, киноэкрана или страниц книги донести мысль до людей — ты уже не человек искусства. Даже если смутные времена и тебе кажется: я-то все знаю-понимаю, сейчас пойду в Думу или в какой-то совет, мое слово услышат и все поменяют. Никто ничего не поменяет, а ты только потеряешь то, на чем, собственно, и держится искусство, и приобретешь цинизм, который будет мешать тебе работать. Каким бы умным ты ни был и как бы ни считал: мол, это я так, временно, а на самом деле я очень глубокий человечный человек…

Циликин То есть роль, маска проникает внутрь, становится сутью?

Зиганшина А как же, конечно. Поэтому последующие работы Михалкова мне не нравятся, не говоря уж о его выступлениях, претензиях — в них он мне уже и человечески не нравится. Это взаимосвязанные вещи. Но мало ли что мне не нравится, это ведь не имеет никакого значения для Михалкова. Караван идет.

Циликин Вернемся к профессии. Так что с ней все-таки происходит?

Зиганшина Она поставлена на конвейер на потребу толпе. Вместо того чтобы вдумчиво обучать актерскому мастерству, многие театральные вузы выпускают — словно с фермы — огромное количество, мягко говоря, средних ребят. А ребята эти, в общем-то, и не виноваты, что сериалы при сегодняшней скорости их выпуска отчаянно нуждаются в новых лицах, пусть и не особо одаренных и обученных. Количество нужнее, чем качество. Казалось бы, обучившись азам, профессию можно попытаться познать уже «в поле», научиться плавать, будучи брошенным в воду, — но, увы, не сегодня. Я тут как-то отснялась в каком-то чудовищном сериале, даже названия не помню — это были просто галеры: по многу сцен в день, нужно срочно учить и сразу в кадр. Ни чаю попить, ни покурить, ничего вообще. Ну ладно, у меня хорошая память и большой опыт — я очень быстро запоминаю и еще умудряюсь, читая текст, прикинуть: что тут можно сделать? А у молодого артиста нет ни времени, ни навыка: придумать, как в огромной сцене, которую тебе дали полчаса назад, что-то сыграть. Потому у этих ребят профессия теряется из года в год. Вместо того чтобы познавать тонкости ремесла, они вынуждены работать в ключе, который от них требуется. Никакого творческого роста. Многие из них работают в театре, но работают мало.

Циликин И плохо.

Зиганшина  И, соответственно, плохо. Режиссеры тоже с лопатой в руках не копают артисту роль. Установился негласный закон, давно принятый на Западе: я постановщик, я получаю за это деньги, а ты получаешь деньги за то, что ты артист, — и обязан работать над ролью. Еще лет двадцать назад, во всяком случае в нашей стране, эти профессии были переплетены, а сейчас разделились, и даже самый хороший, самый талантливый режиссер не будет делать тебе роль. А если ты к своим 25–30 годам не научился делать ее сам, то уже и не научишься.

Кстати, Фокин в этом смысле очень тонкий человек: он видит, с кем надо работать подробно и досконально, — то есть у него есть на это время и желание, а если артист или артистка идет в фарватере его решения — можно чуть-чуть отпустить вожжи. Есть определенная степень доверия, но это касается очень малого количества артистов.

Циликин Валерий Фокин борется за введение в театрах контрактной системы. Как вы к ней относитесь? Ваша биография доказывает, что актер может прекрасно обойтись без всех этих совковых трудовых книжек, КЗОТов и т. п.

Зиганшина Моя биография — это моя биография. Я ушла из театра, когда даже слова «антреприза» не существовало. На свой страх и риск. Моя самостоятельная жизнь началась с того, что меня пригласил Игорь Владимиров в театр Ленсовета сыграть в комедии «Адъютантша его величества» про Наполеона и Жозефину.

Циликин На разовых, не вступая в труппу?

Зиганшина Конечно. И если назавтра после этого меня никуда больше не пригласят — я нигде не работаю и не знаю, на что существовать, имея большую семью. Это был очень рискованный ход. Но я убеждена: не использовать хорошего артиста расточительно.

Циликин Раневская поскользнулась, упала, никто не поможет встать. Фаина Георгиевна: «Такие актрисы не валяются!»

Зиганшина Вот именно. Расточительно меня не использовать. Тем более что я вступила в такой возраст, когда женщины моего поколения как-то тихонько рассасываются. В семью, в алкоголь, в болезни. На сегодняшний день нас раз-два и обчелся. Так что надо иметь либо внутренний стержень, не дающий отклониться от намеченного пути, либо финансовую базу, которая позволит не беспокоиться о завтрашнем дне. Что касается театральной реформы — молодая Зиганшина была бы за контрактную систему: меня в юности возмущало, что при такой огромной труппе в репертуаре занято от силы пятнадцать человек. Но юности свойственны жестокость и максимализм, зрелые же, ученые мужи, собирающиеся оставить за бортом огромное количество людей, должны, как мне кажется, обладать конструктивностью, гуманностью, дальновидностью. Никогда театр в России не рассматривался как доходное предприятие. Он всегда был убыточен. И государство всегда содержало театр, поскольку видело в нем нравственный и духовный индикатор народа. Контрактная же система — это одно из звеньев превращения театра в кабаре, где всем правит коммерция.

Если хорошо всмотреться в историю театра, то можно заметить, что это искусство на протяжении многих веков испытывало то взлеты, то падения и этот цикл всегда и неизменно повторялся. И рубить с плеча, исходя из сиюминутной ситуации, основываясь на ценностях Века Денег, в который мы живем, — решение неумное. Театр — это феникс, который однажды воспрянет и своим сиянием вновь будет манить к себе людей.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога