Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

26 мая 2016

КОЛЕСО ЛЕОНАРДО, АРФА ХАРМСА

III Фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest» в Перми

Пермскому «МОНОfestу» еще только два года, но уже можно говорить о его серьезном бэкграунде. Он, несомненно, наследует традициям легендарного фестиваля «В начале было слово», что в конце прошлого — начале нынешнего веков десять раз собирала в Перми арт-директор Татьяна Акулова. Все побывали там: и признанные мастера жанра моноспектакля, и молодые таланты, от зрелого Александра Филиппенко до юного и худого Александра Баргмана с набоковским «Душекружением». Плюс еще десятки имен, и поныне составляющих гордость отечественной сцены. Пермские театралы со стажем на спектаклях «МОНОfestа» не раз вспоминали те баснословные года.

Но и у молодого фестиваля (его арт-директор — Нина Соловей, а организаторы — министерство культуры и отделение СТД Пермского края) уже есть своя история и свои герои. «МОНОfest» номер три открывался спектаклем-победителем второго фестиваля — «Хочу в Париж!» драматического театра Нижневартовска по рассказу Михаила Веллера в режиссуре и сценографии Вячеслава Зайчикова и исполнении актера Евгения Наумова. Авторы ПТЖ уже столько написали об этой обаятельной работе, объединившей портрет простодушного героя с ямочками на щеках с портретом нашей Родины в период от Сталина до Горбачева, что я могу не повторяться и перейти к конкурсным спектаклям этого года.

А. Галимзянова в сцене из спектакля «Как ты думаешь, Леонардо?».
Фото — архив фестиваля.

Первым из них должна была стать работа минского актера Александра Курца «Самая красивая женщина в городе» по рассказам Чарльза Буковски. Но Курцу запретили выезд из Беларуси (по одной из версий, за участие в оппозиционных спектаклях), и вместо брутального героя Буковски на сцену вышла юная героиня Саши Соколова. Точнее, все же герой — ученик «школы для дураков». Но вот играет его молодая (первый сезон на профессиональной сцене после Ярославского театрального института) актриса Пермского театра кукол Ася Галимзянова, она же автор инсценировки, сценограф и режиссер спектакля «Как ты думаешь, Леонардо?» по повести Саши Соколова «Школа для дураков». Я не первый раз вижу театральную версию этой талантливой и непростой прозы, но, пожалуй, впервые она показалась вполне конгениальной соколовскому тексту. Притом что актриса обращается с ним чрезвычайно свободно, и самая сильная сторона спектакля — как раз таки не звучащее слово (здесь есть над чем поработать), а ритм и визуальный ряд. Как настоящая актриса театра кукол Ася Галимзянова умеет превращать неживую природу в живую, вещь в символ. И какое-нибудь самодельное колесико в руках ее героя (это перевоплощение, кстати, делается очень тонко: никакой банальной травести; играет другого, оставаясь собой, автором-комментатором, устанавливающим законы игры), ведущего бесконечный диалог с портретом Леонардо да Винчи, превращается в колесо леонардовской графики, чей вечный образ отзовется, в свою очередь, в рисунках на оберточной бумаге, окружающей сцену, которые актриса создает прямо на наших глазах. Конечно, ничего не возникает из ничего, выяснилось, что кроме актерского у Аси есть еще диплом филфака, серьезные познания в литературе и изобразительном искусстве. Какую стезю выберет молодое дарование — актерскую, режиссерскую, художническую, — еще вопрос. Но «МОНОfest» номер три может гордиться открытием нового имени. Спектакль «Как ты думаешь, Леонардо?» получил вторую премию фестиваля, а главный режиссер Пермского театра кукол Александр Янушкевич пообещал включить его в репертуар.

А. Лушин в сцене из спектакля «История СДЫГР АППР».
Фото — архив фестиваля.

Если спектакль Аси Галимзяновой «вставал на ноги» буквально на наших глазах, то в сочинении по произведениям и дневникам Даниила Хармса «История СДЫГР АППР» (автор инсценировки и исполнитель — актер петербургского «Такого театра» Александр Лушин, режиссер Юрий Васильев) видны сделанность, сыгранность, завершенность. Во всем: от сценографии до точности интонации, каждого звучащего слова, которое у Александра Лушина однажды оборачивается словом поющимся, и возникает спектакль внутри спектакля, целая современная моноопера. Актер играет и судьбу Хармса, и мир его произведений. И человек с летящей, но и надломленной пластикой в униформе обитателя то ли сумасшедшего дома, то ли концлагеря — и герой хармсовских сочинений, и сам сочинитель. Он перелетает через сцену, а над ним на веревках свисают покореженные музыкальные инструменты. Скрипка без струн, музыка, обреченная на молчание. В финале упадет зловещий темный задник, и за ним возникнут арфа и арфистка в розовом платье (Мария Зоркина из оркестра Теодора Курентзиса). Зазвучит живая музыка. Необыкновенно эффектный финал, конечно, который, как мне показалось, все же был не очень органичен по отношению к предыдущему действу (председатель жюри третьего «МОНОfestа» Алла Шендерова предложила Александру Лушину сразу же после явления арфистки сыграть еще и фрагмент из сочинения Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», тот, где герой взыскует арфистку Ольгу Эрдели, а ему вместо нее предлагают какую-то Веру Дулову). «История СДЫГР АППР» получила первую премию (она же Гран-при) фестиваля.

У конкурсной афиши в этом году был серьезный петербургский акцент: три спектакля из восьми. Актриса «Мастерской» Григория Козлова Полина Сидихина сыграла «Диалоги по поводу американского джаза» по пьесе Елены Ерпылевой в режиссуре Анны Зуммер. Пьеса — что-то типа «Жанны» Ярославы Пулинович, только «второй свежести» (хотя написана задолго до «Жанны»). Про сильную одинокую и несчастную женщину, которой, конечно же, попадаются на пути только мужчины-тряпки. Сексизм навыворот, к тому же отдающий графоманией. Но если не вслушиваться в текст, а просто наблюдать за Полиной Сидихиной, сочетающей модельную внешность с редким даром характерной актрисы, клоунессы, то оценишь и ее дарование, и точность работы сценографа и художника по костюмам Екатерины Августеняк. «Диалоги…» получили третью премию третьего «МОНОfestа».

Еще один петербуржец — Григорий Печкысев из театра «Пушкинская школа» — поставил и сыграл «Прогулки без Пушкина» по рассказу Андрея Синявского «Гололедица», прекрасно прочитав (это было прежде всего именно художественное чтение) немного подзабытую, но вообще-то все более пугающе актуальную русскую прозу 60-х годов прошлого века.

Н. Гаранина в сцене из спектакля «Разноцветные сказки».
Фото — архив фестиваля.

Все описанное — ровно половина конкурсной программы. В другой половине тоже были спектакли хорошие и разные. Актер Русской драмы из Абакана Денис Энгель сыграл «Аксентия, Иванова сына» по «Запискам сумасшедшего» в постановке Владимира Гордеева, явив старание и темперамент, но заставив в который раз подумать, что создателям моноспектаклей хорошо бы на время забыть про эту повесть Гоголя, дать ей отдохнуть. Актер театра «ФЭСТ» из Мытищ Антон Кузьменко в спектакле «Я, Гришковец и другие…» по пьесе «Одновременно» действительно продемонстрировал неплохую копию Евгения Гришковца, но зачем это, когда и оригинал уже немногим интересен? А вот спектакль из Кирова «Я — солдат. Другой формат» (режиссер и исполнитель Иван Шевелев) можно считать открытием не только интересного актера, но и драматурга. Пьеса ученицы Коляды Юлии Ионушайте во многом созвучна сочинению другого «колядовца», Александра Архипова, «Дембельский поезд». Это тоже диалог с живущими — из небытия, только ведет его участник уже не чеченской, а грузино-осетинской войны. «Я — солдат…» получил специальный диплом фестиваля «за актуальность и смелость».

Еще один спецдиплом был вручен уже не спектаклю, но актрисе. В последний день (точнее, утро) в гостях у «МОНОfestа» был бэби-театр: «Разноцветные сказки» Екатеринбургского театра кукол адресованы аудитории 1+. Но, замечу, и те, кому давно за 50, с радостью включались в процесс познания всех цветов радуги с помощью созвучных этим цветам персонажей животного и птичьего мира. Спектакль — работа коллективная, и нельзя не оценить сделанного режиссером Анной Ивановой-Брашинской и сценографом Александрой Поляковой. Но все же именно вдохновенную и мастерскую работу актрисы Натальи Гараниной жюри посчитало необходимым особо отметить специальным дипломом «за живой диалог со зрителями будущего».

…Надеюсь, что и с будущим «МОНОfestа» не произойдет никаких неожиданностей, и ровно через год фестиваль соберется в Перми уже в четвертый раз.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога