Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 февраля 2021

АЛЕКСЕЮ ЕВГЕНЬЕВИЧУ ПОРАЙ-КОШИЦУ 80. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Сегодня 80 — человеку легендарному. Легендарному завпосту — от ТЮЗА до Таганки и МХАТа. Легендарному сценографу, оформившему десятки спектаклей крупнейших режиссеров (кажется, больше всего — Льва Додина). Легендарному педагогу (они с Анатолием Праудиным учат уже не первый режиссерский курс «на художников» — Алексей Евгеньевич наставляет их по части пространства и его композиции, так что режиссеры могут сами сделать декорацию).

Несколько лет назад А. Праудин говорил в нашем журнале: «Порай-Кошиц живой художник. Это удивительно. Потому что в нашем возрасте сохранить это состояние практически невозможно, а он еще на двадцать лет старше. И тем не менее уровень его идей, его предложений, свежесть его идей меня, конечно, удивляют. Если бы это шло от тридцати-сорокалетнего художника, оно, наверное, так и должно было бы быть, но в его исполнении такое не может не удивлять…

Кроме того, он высочайшего класса профессионал. Потому что художник — не тот, кто эскиз нарисует или макет сделает. Художник — тот, кто еще знает, как это исполнить. А Порай-Кошиц знает. Он безотказно проводит весь процесс — от первой почеркушки (кстати, как и все передовые сценографы, первые почеркушки он делает в компьютере, находясь на уровне передовых технологий) до чистовой монтировки. И все это — своими руками. Я вижу, с каким огромнейшим уважением относятся к нему все постановочные части всех городов, в которые я его с собой таскаю. Они тут же мгновенно понимают, что имеют дело с высочайшим профессионалом, а он терпимо и терпеливо с ними работает и очень их обогащает.

Я очень дорожу нашим сотрудничеством. Алексей Евгеньевич у меня на курсе основной педагог, и к началам сценографии мои студенты прикасаются под его руководством. Он замечательно с ними работает — и они тоже находятся в свежем состоянии».

Хочется, чтобы в день юбилея, с которым мы горячо поздравляем прекрасного Алексея Евгеньевича, звучал его негромкий голос. И потому советуем вам перечитать интервью, сделанное четыре года назад в нашей редакции. Беседовала Марина Дмитревская.

Л. А. Додин и А. Е. Порай-Кошиц.
Фото — Виктор Васильев.

«ПРОСТО ЖИТЬ ПОТИХОНЬКУ, ОБЩАТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ…»

Алексей Порай-Кошиц (р. 1941). В 1958 году поступил в Ленинградский университет. В 1963 году начал работать обивщиком-декоратором в ТЮЗе им. А. А. Брянцева, одновременно поступил на вечернее отделение постановочного факультета ЛГИТМиКа (класс Н. П. Акимова), который окончил в 1968 году с дипломом художника-технолога сцены, уже будучи заведующим художественно-постановочной частью ТЮЗа.

В 1971 году был приглашен главным художником в Ленинградский областной театр драмы и комедии, где проработал два года, в 1973-м вернулся в ТЮЗ на должность заведующего художественнопостановочной частью театра.

В 1976 году перешел в Московский театр на Таганке заведующим художественно-постановочной частью, в 1982-м работал в той же должности в Ленинградском Малом театре оперы и балета. С 1984 года работает в Малом драматическом театре — Театре Европы сначала заведующим постановочной частью, а затем заместителем директора и художникомпостановщиком. С 2003 по 2008 год работал в должности замдиректора по ХПЧ, первого заместителя директора (дир. О. П. Табаков), художественного постановщика в МХТ им. А. П. Чехова. С 2009 по 2011 год — заведующий кафедрой технологии на постановочном факультете СПбГАТИ и главный художник Театрафестиваля «Балтийский дом».

Продолжить чтение

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога