Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время. 07.02.2014
СМИ:

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД НА МУЖСКУЮ СТАРОСТЬ

В этом году у повести «Вспоминая моих грустных шлюх» юбилей: история про старика-журналиста, решившего отметить девяностолетие в борделе и влюбившегося в оплаченную им девочку, была написана Маркесом в 2004 году после длительного периода творческого молчания. Самому писателю тогда шел уже восьмой десяток, и читателю не приходится сомневаться в подлинности ощущений героя, изложенных со всеми интимными подробностями и душевными откровениями. Затеять театральное изложение такой исповеди, на первый взгляд, чистое безумие. Особенно с учетом того, что в «Мастерской» осуществить постановку доверили режиссеру-женщине — Екатерине Гороховской. Нельзя сказать, что спектакль «Вспоминая моих несчастных putas» (уловите разницу в названиях повести и постановки) страдает какими-либо профессиональными недостатками. Напротив, за одно только намеренное совпадение ленивого вращения потолочного вентилятора и ручки кофемолки, воссоздающее атмосферу жаркого марева однообразных дней героя, режиссеру хочется поставить «пять с плюсом»… Но, увы, спектакль имеет выраженные гендерные признаки: все его недостатки (как и преимущества) чисто женские.

Роль героя досталась Валерию Зиновьеву, и ему не позавидуешь, потому что роли нет и вовсе. Повествование, ведущееся от первого лица, затрудняет, монологизирует вообще любой спектакль, а спектакль, в котором дается шанс показать перерождение человека, отстоящего от небытия на расстоянии вытянутой руки, и подавно. Зиновьев становится заложником пересказа — монотонного, часто наполненного долгими воспоминаниями, абсолютно безэмоционального и иллюстрируемого скудными действиями. Зато на высоте женская когорта действующих лиц, которые имеют как численное, так и исполнительское преимущество. Великолепна служанка Дамиана, которую Александра Ионова играет, как не обремененную интеллектом, но чрезвычайно отзывчивую, добрую особу, весьма искреннюю в реакциях. Величественна и мудра в каждом движении Роса Кабаркас, содержательница борделя (это еще одна возрастная роль «в зачет» Ксении Морозовой). Искусственна и слащава «душная» Химена Ортис (Арина Лыкова), чуть было не взявшая по молодости в оборот героя, после неудавшейся свадьбы так и оставшегося холостяком на всю жизнь. Удивительно мягка, красива и исполнена любовью являющаяся в «картинках» из прошлого мать героя в исполнении Алены Артемовой.

Главная женская роль 14-летней девочки, покорившей сердце престарелого гуляки, досталась Марине Даминевой. Эту актрису внимательный зритель запомнил еще по ее студенческой роли, дебюту на сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской: в спектакле Виктора Крамера «Сиротливый Запад» она играла Герлин Келлегер, маргиналку «от обстоятельств». В спектакле Гороховской Даминева играет нечто противоположное — нормальность и детскость вопреки обстоятельствам, и роль это — очередная удача молодой актрисы.

Понятно, что «женская команда» лидирует благодаря женскому взгляду режиссера -мужчина «в сектор» не попадает. Неприхотливая публика (если только она знакома с оригинальным произведением) может это списать и на Маркеса: его герой избыточной чувствительностью долго не страдал. Но влюбившись, он вроде бы и должен «ожить», перешагнуть свою сдержанную повествовательность… Не выходит, не случается перерождения: одна словесная декларация. И putas, действительно, остаются несчастными в отсутствие любви.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.