В Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с огромным успехом прошла мировая премьера первого русско-американского мюзикла, посвящённого жизни и деятельности выдающегося российского императора — Петра Великого. Постановка, задуманная несколько лет назад, приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I, которое отмечалось в России в 2022 году. Композитор — Фрэнк Уайлдхорн (США), режиссёр-постановщик — Народный артист России Юрий Александров. Сценограф — Народный художник России Вячеслав Окунев. Музыкальный руководитель и дирижёр — Алексей Нефёдов.
На сцене ленинградского-петербургского Театра музыкальной комедии Петр I неоднократно представал в разных постановках. Так, 8 апреля 1951 года состоялась премьера музыкальной комедии Антона Эйхенвальда «Табачный капитан», ироничной истории о том, как царь отправляет учиться морскому делу нерадивого боярского сына. В 1957 году была поставлена оперетта-обозрение Модеста Табачникова «250 лет в одну ночь». Пресса назвала её «необыкновенным путешествием по историческим эпохам»: фантазия героев переносит зрителей сначала в эпоху Петра I, затем в — годы царствования Николая I, в события 1917 года, гражданской войны, блокады Ленинграда. В премьере мистерии «Белый Петербург» Георгия Фиртича (2015 год) Петр Великий предстал в образе Медного всадника, взывающего из космоса: «Музыканты, разыграйте нам Петербург, которого нет…»
Образ императора Петра можно найти и в интерьерах театра: с парадной лестницы взору зрителей предстаёт большая картина под купольным сводом, украшающая вестибюль. Профильный портрет Петра I находится в нижней правой части картины.
В новом обращении к великой личности Петра I театр рассказывает о том, каким был этот гениальный реформатор, какие события и факты личной биографии повлияли на его судьбоносные для страны решения. Однако на сцену петербургского театра выходит не Медный всадник — монументальная и обросшая многочисленными историческими концепциями политическая фигура, а земной человек, с его мечтами и сомнениями, любовью и устремленностью в будущее. Жизненный путь Петра Первого авторы прослеживают от 10-летнего возраста, когда он стал царём, и до основания одного из самых прекрасных городов мира, на много лет ставшего столицей России — Санкт-Петербурга.
Авторы мюзикла, в котором более 20 картин, — именитый американский композитор XXI века Фрэнк Уайлдхорн и известный российский драматург Константин Рубинский — постарались передать масштаб личности Петра. Им удалось показать сложность и противоречивость характера русского императора, лишив его фигуру всякой идеализации и избегая однобокости в оценках его деятельности, чем зачастую страдают те немногие произведения о жизни Петра Первого, которые в разные годы появлялись на мировых музыкальных подмостках.
«Наш мюзикл — не слепок с реальной истории, а своеобразная легенда о Петре, увиденная глазами людей двадцать первого века, — говорит Константин Рубинский. — Легенда с романтическим сюжетом и современной прекрасной музыкой. Важно не сравнивать мюзикл с реальной биографией, время же мифологизирует все великие личности».
Создать в Петербурге мюзикл об одной из самых значительных фигур русской истории — императоре Петре I — очень ответственный шаг, ведь для каждого жителя Санкт-Петербурга Петр I — не далёкая историческая фигура, а творец, гений места. Юрий Александров не ставили целью оценить вклад Петра в становление России, т.к. это задача историков, а, как принято в театре, постарался сконцентрироваться на его чувствах, мыслях и даже сомнениях. «Петр I» — это история о людях, а не просто описание серии событий. А поскольку над произведением работали профессионалы высочайшего класса, то спектакль получился ярким, захватывающим, очень красивым и, конечно, с замечательной музыкой.
В постановке — несколько составов, причём, подбор артистов весьма удачный. В «моём» спектакле Петра I исполнял высокий, порывистый Кирилл Гордеев с прекрасным, звучным голосом и великолепной дикцией. Ему очень шли все костюмы Петра, и он чувствовал себя в различных декорациях спектакля как рыба в воде, т.е., как настоящий царь. Петра в детстве исполнял Арсений Маврин, и вообще детский состав мюзикла (Меншиков, Иван (брат Петра I), царевич Алексей в детстве) — выше всяких похвал: все мальчики-артисты голосистые и артистичные.
Впечатлила актёрски и вокально Наталья, мать Петра (Мария Лагацкая-Зимина). Особенно проникновенно прозвучала в её исполнении колыбельная, очень русская по стилю. Коварную царевну Софью прекрасно исполнила Наталья Диевская, создав запоминающийся зловещий образ. Публика очень сочувствовала и первой жене Петра — Евдокии Лопухиной (Мария Плужникова), которая и представить себе не могла, какие горести и потрясения принесёт ей этот брак. Запомнился и лукавый хитрец Меншиков, образ которого воплотил Антон Авдеев. Очень интересной получилась фигура старца Досифея (Дмитрий Ермак), в ней постановщикам и артисту удалось уйти от стереотипного «оперного злодея», т.к. всё-таки у этого человека своя правда. Наталья Быстрова в роли Екатерины, второй жены Петра, была эмоциональна и убедительна во всех сценах. В сцене смерти Петра Екатерина даёт ему веру, что всё было не напрасно. А результат этого «не напрасно» видят все, кто живёт в Петербурге или приезжает в него. Все солисты прекрасно звучали и в соло, и в дуэтах, и в ансамблях. В спектакле много красочных танцев (балетмейстер — Надежда Калинина), например, огневой русский танец в сцене знакомства Петра с Мартой, которая после принятия православия стала Екатериной.
Музыка Фрэнка Уайлдхорна проникнута напевными русскими мотивами и проникновенными интонациями, напоминающими Мусоргского, Чайковского, Стравинского, русскую духовную музыку. Прямых цитат нет, но, несомненно, есть дух русской музыки. В процессе создания «Петра I» композитору стало тесно в рамках привычного жанра, и сочинение, первоначально задуманное как мюзикл, превратилось в нечто большее — оперу, написанную современным языком в стиле симфо-рок.
Дирижёр Алексей Нефёдов раскрыл энергетическую и драматургическую силу произведения, чутко передавал контрасты музыкальных событий, сплетал тонкую интонационную ткань, в которой в неразрывном единстве существовали певцы и оркестр, и помогал раскрыть индивидуальные особенности каждого солиста.
Мюзикл драматичен, театрален, очень зрелищен и действие в нём развивается стремительно. А от выдающейся красоты декораций и костюмов Вячеслава Окунева глаз не отвести: это и величественный трон Петра I, как символ царской власти стоящий слева на сцене на протяжении всего действия, и бушующая Нева, и старый английский ботик, и московский кремль, словом, какую бы картину ни взять, в каждой — красота неземная. Это же относится и к костюмам.
Очень сложная задача — в три часа уместить жизнь личности такого масштаба, невероятно насыщенную событиями, открытиями, войнами, бунтами, строительством Петербурга, любовями и влюбленностями, друзьями и врагами, взаимоотношениями с матерью и сестрой Софьей. Авторам спектакля важно было подчеркнуть роль императора в обновлении России — Петр I во всём старался «заглянуть за горизонт» — это ключевой лейтмотив нового спектакля.
Комментарии (0)