Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невский Театралъ. №6/7. 2014
СМИ:

ХОЛОДНЫЙ ДОМ

Пьесу «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсия Лорка написал в 1936 году, в эпоху, пафосом которой был протест против деспотичных законов социума. Потомкам свойственно переоценивать идеалы предыдущих поколений, и «тиранка» Бернарда Альба в спектакле, поставленном в Молодежном театре по пьесе Лорки, скорее вызывает у зрителей сочувствие.

Действие спектакля разыгрывается на площадке, вымощенной камнем и окруженной каменными стенами — дворике дома Бернарды Альбы. Каменные стены патио, выстроенные художником Еленой Беккер — это тюрьма, в которой отбывают «пожизненное заключение» дочери Альбы, принужденные нести свой крест безбрачия. После смерти мужа Бернарда объявляет восьмилетний траур, во время которого никто из дочерей не сможет выйти из дома. Никто, кроме самой старшей — Ангустиас — сорокалетней и богатой (только у неё есть приличное приданое), к которой посватался самый красивый парень в деревне по прозвищу Пепе-цыган.

С самого начала спектакля режиссер умело «держит» внимание зрительного зала. Бедно одетая служанка (Наталья Паллин) страстно перебирает сложенные в большом сундуке вещи умершего мужа Бернарды. Только она, да еще дочь Магдалена испытывают к усопшему что-то похожее на любовь. Шестидесятилетняя Бернарда в исполнении Екатерины Унтиловой чувствует только усталость. Диалог служанки с разбитной Понсией (Татьяна Григорьева), нарядно одетой и олицетворяющей радость жизни, прерывается торжественным шествием героинь в черных платьях — картина, от которой захватывает дух. Возглавляет шествие Бернарда Альба — высокая, статная, красиво одетая. В этой сцене ее осанка горделива, лицо надменно и возвышенно. Под ее руководством женщины поют католический хорал, который позволяет ощутить всю святость и серьезность произошедшей смерти.

Но вот уходят участвовавшие в мессе соседки, разбегаются по комнатам нежно попрощавшиеся с Бернардой дочери (в спектакле, в отличие от пьесы, они испытывают теплые чувства к матери), и героиня остается вместе с Понсией, жадно выпытывая у нее местные сплетни. Бернарда Екатерины Унтиловой внутренне сильна, она не тиранка, а скорее всего лишь ханжа, руководствующаяся стремлением к порядку, Для нее важно поддержание статуса и соблюдение обычаев предков, она не хочет принимать то, что мир вокруг изменился, что статус и обычаи не помогают, как раньше, а скорее мешают выживанию рода. До той самой трагической минуты в финале, когда Бернарда возьмет в руки ружье, дочери не очень-то ее боятся. То, что Бернарда не доверяет служанке, в трактовке Евгения Титова вполне справедливо — ведь та крутила роман с мужем Бернарды, а в удобный момент, когда утомленная Бернарда засыпает, стягивает с пальца хозяйки драгоценное кольцо. Бернарда несправедлива только по отношению к Понсии — не хочет верить намекам той на неблагополучие в своей семье. Она ведет «страусиную политику», стараясь не замечать того, что не укладывается в ее жизненную концепцию. И это в конечном итоге приводит ее к одиночеству и безумию.

В спектакле, основная тема которого — тема женской судьбы, Бернарда вызывает сочувствие. В начале действия Бернарда — гордая и властная женщина в рассвете сил. На наших глазах она, не выдерживая натиска бунтующих дочерей, стареет, а к концу становится почти копией своей безумной матери Марии Хосефы, великолепно сыгранной Натальей Дмитриевой. У Бернарды появляется такая же длинная белая ночная рубашка, волосы, заплетенные в косичку, такое же безумие во взгляде.

Дочери Бернарды обладают настоящим испанским темпераментом, они переполнены энергией, которую не знают, на что излить. Свой истинный норов они показывают, оставшись без наблюдения старших — веселясь, завидуя, выслеживая друг друга и строя козни. В «тюрьме» Бернарды кипят страсти. Придумывает веселые проказы, подбивает сестер к очередному бунту отчаянная Магдалена (Светлана Строгова). Всегда готова поддержать сестер в проделках и выразить им сочувствие добросердечная Амелия (Людмила Пастернак). Она еще не рассталась с детством и постоянно таскает с собой куклу. Самодовольство «счастливицы» Ангустиас (Надежда Рязанцева) во втором действии оборачивается несчастьем — судьба готовит ей роль нелюбимой и обманутой жены.

Героиня Анны Геллер Горбунья Мартирио — еще одна драматическая фигура. Казалось бы, самая веселая из сестер, она глубоко в душе хранит боль. Это становится понятно, когда, уличенная в воровстве кружева из приданого Ангустиас, она горько произносит: «Много ли в моей жизни радостей!» Горечь проскальзывает в бесшабашности ее дерзких жестов. Поражает неистовость, с которой она борется за право на свое немудреное женское счастье. Эта неистовость вкупе с близорукостью Бернарды — движущие силы разворачивающейся трагедии. Настоящая бунтарка из дома Бернарды — самая младшая сестра Адела (Анастасия Тюнина) платит за бунт своей жизнью.

В спектакле много продуманных и красивых моментов. Поразительна сцена, когда героини, обреченные на заточение, наблюдают из окон за процессией жнецов. Лица актрис при этом обращены в зал, и в этих лицах можно прочесть восхищение, страдание, страсть — всю многообразную гамму чувств. После этого уже нельзя не сострадать этим «женщинам без мужчин», обреченным на жизнь, несовместимую с их природой. Еще одна режиссерская находка — сцена перед финалом, в которой Понсия пытается рассказать Бернарде то, что знает о ее дочерях, и те неожиданно появляются. Они как будто слушают, что говорят о них мать и Бернарда, а затем включаются в действие. Благодаря необычной трактовке, а также качественной и искренней игре актеров, старая пьеса обретает новое прочтение. Режиссерский дебют Евгения Титова можно назвать удачным.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.