Детский репертуар театра «Мастерская» прирос постановкой Галины Бызгу «Том Сойер» по роману Марка Твена, которым школьники зачитывались на протяжении ста с лишним лет.
На черном сценическом заднике светит луна, на правой стороне авансцены компания из нескольких человек лабает джаз. Кто есть кто сразу понятно, но внимание привлекает к себе блондин Гекльберри Финн (Дмитрий Житков), умело мучающий гитару. Да и костюм ему, не мудрствуя лукаво, художник Елена Чернова «списала» с говорухинского фильма — светлые одеяния и узнаваемая шляпа «мисочкой». Гек и дальше будет притягивать к себе взоры чаще других: он тут не только действующее лицо, а и рассказчик — чуть ли не сам мистер Твен.
Народа в спектакле, определенном, как «приключение в двух действиях», хватает — охвачены почти все герои романа, которых играют недавние выпускники курса Григория Козлова, пополнившие труппу театра. Есть тут братец Сид (Федор Климов), с которым Томас (Гавриил Федотов) чуть что, сцепляется не на жизнь, а на смерть (одной сцены за завтраком, когда Том пытается задушить мелкого пакостника Сида достаточно, чтобы надорвать животики от смеха). Есть безликая, но любящая тетя Полли (Вера Латышева), есть маленькая женщина Бекки Тэтчер (Наталия Шулина), шикарный учитель Доббинс (Андрей Емельянов), похожий на противную мышь, есть почтенная, но пугливая вдова Дуглас (Мария Срогович), индеец Джо (Игорь Клычков), напряженная спина которого говорит о постоянной готовности к нападению. Пьянчуга Мэф Поттер (Андрей Аладьин), как положено, безволен и беспомощен, пастор (Андрей Горбатый) показательно благочестив, но беспрестанно алкает пожертвований прихожан, судья Тэтчер (Георгий Воронин) величественен и правилен, а придуманная героиня — чернокожая Салли (Ольга Афанасьева, загримированная в лучших традициях пародии на афроамериканцев), бестолкова и суетлива. Да и приятели Тома — от Джо Гарпера и Эмми Лоренс до безымянных одноклассниц являют собой характеры и запоминающиеся образы.
В повествование включены все опорные моменты романа: покраска забора, любовные перепитии, история с анатомическим атласом, кладбищенский эпизод, жизнь на острове, суд, приключения в пещере… Костюмно выдержанная в стилистике второй половины XIX века постановка не страдает избытком декораций: часто вопрос местоположения героев благодаря Владимиру Кукуричкину и Федору Соколову решается светом (как, например, путешествие Тома и Бекки по карстовой пещере).
Спектакль динамичен (хотя лаконичности, как это часто бывает в спектаклях Галины Бызгу, отдельным сценам не хватает), радостен и позитивен. Это не может не захватить зрителя, который многое из того, что взахлеб читали его мамы и папы, и знать не знает. Так, на премьере две сидевшие рядом со мной две девицы лет по 12-ти хохотали в голос каждый раз, когда со сцены звучало название городка, в котором обитают Том и К⁰, стучали друг друга по плечу и обменивались репликами: «Здорово придумали!» и «Класс!». Тот, кто книжку читал, знает, что герой Твена хоть и живет в Санкт-Петербурге, да только не на Неве, а на Миссисипи… А ведь хорошая книга дает не только галочку «прочитано», но и расширяет кругозор, заставляя попутно усвоить некоторые прописные истины… Юные богини оказались слабы как в литературе, так и в географии, а «Мастерская», как выяснилось, в очередной раз взяла на себя роль просветителя. Да и наставника, пожалуй, тоже, потому что история Томаса Сойера исключительно о том, что выбор между честностью и ложью, между трусостью и благородством неминуем. Главное, сделать его верно, как это сделал Том.
Комментарии (0)