Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ВОСЕМЬ ОТТЕНКОВ «СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»

31 октября студенты СПбГАТИ курса Анны Алексахиной представили спектакль «Семейное счастье» на малой сцене Театра им. Ленсовета. Роман Л.Н. Толстого, написанный как монолог молодой девушки о первой любви, замужестве, первых недопониманиях и семейных ссорах, инсценирован под руководством режиссера-педагога Татьяны Павловец.

Спектакль построен так, что главную роль — роль Маши — исполняют сразу восемь актрис. Они сменяют друг друга в определенный момент монолога, тем самым открывая границы изменений душевного состояния героини. Смена актрис происходит мгновенно и не только не останавливает заданный темп, но даже ускоряет его.

Перед актрисами поставлена сложнейшая задача — нужно не потерять заданное вначале настроение, продолжить уже живущую роль и в это же время сделать акцент на новом чувстве, измененном состояния героини. Маша у Ю.Вонщик — это скучающая юная девушка, не знающая, зачем она живет. Пришедшая ей на смену Т.Сонина уже другая — воодушевленная, нежная и восторженная. А.Жмаева — влюбленная, признавшаяся сама себе, что любит, горящая от любви, но еще стеснительная и нерешительная. Р.Саркисян играет Машу в сцене свадьбы, она смущенная, растерянная, испуганная новым неизвестным будущим, но счастливая. Л.Шевченко — замужняя, полная решимости и желания сделать свою жизнь еще лучше. С.Никифорова — уже уставшая от всего чужого, от советов и опеки матери мужа. Г.Кочеткова — актриса, совмещающая в своей игре драматизм с элементами комизма. Ее Маша — уже отчаявшаяся, расстроенная, раздраженная, ей не хватает эмоций, чувств, и эту пустоту она заполняет вареньем, которое поедает ложками. И В.Фаворская — кокетливая, ненасытная, немного самовлюбленная. Девушки проводят свою героиню от первой любви до первой семейной ссоры, рисуя в деталях все оттенки ее души, все переживания, все сомнения. Каждая затрагивает в героине новую струнку души, но, уходя, не заглушает ее.

Исполнительницы роли Маши настолько великолепны и энергичны, что даже затмевают Марка Овчинникова, играющего Сергея Михайловича — возлюбленного, а затем и мужа Маши. Он забывается сразу же, как скрывается в дверном проеме, настолько текст Толстого и игра каждой из актрис овладевают вниманием зрителей. Но в финальной сцене — диалоге Сергея Михайловича и Маши (Ю.Вонщик) — он будто выходит из дымки, которой был окутан до этого. Он не только становится заметным, но и запоминается ярким контрастом взрыва эмоций и спокойствия.

Удивительно уместным кажется здесь внесюжетный персонаж Дмитрия Караневского, который, словно тень или фантом, возникает посреди монолога и также внезапно исчезает, пропев несколько строк песни, станцевав или просто пройдясь по сцене. Он существует как-то отдельно и от сюжета, и от общего настроения. Он находится где-то на уровне мечты, фантазии или даже сна героини. Одетый в черный фрак, с выкрашенным белой краской лицом и длинными, торчащими в разные стороны усами, он вызывает то смех, то умиление, но этим нисколько не сбивает действие.

Девушки, сидящие вокруг сцены не «ждут своей очереди», а проживают каждую сцену вместе с актрисой, играющей Машу в данный момент. Они ловят каждое слово, реагируют на каждую интонацию, следят за каждым движением. Они представляют собой единый организм, они — одно целое, один человек. Прожить каждую сцену должны все восемь, потому что в финале они сядут в один ряд на перевернутые скамьи и будут говорить уже не по очереди, а вместе, подхватывая друг друга на каждой фразе. Тут они окончательно сольются воедино и будут говорить на одном дыхании.

После окончания спектакля «Семейное счастье» в гримерку к актерам было не прорваться. Ребята делились друг с другом впечатлениями, их поздравляли, им дарили цветы, педагоги тут же успевали кратко прокомментировать игру каждого. Все пребывали в эйфории после только что сыгранного спектакля и под этой бурей эмоций, перебивая друг друга, немного рассказали нам о его создании.

— Как появился этот спектакль?

— Это был наш госэкзамен по сценической речи, который мы сдавали летом. Но тогда это еще не был спектакль. А именно то, что вы сегодня видели на Малой сцене, мы стали делать с начала учебного года, два месяца назад.

— То есть спектакль создан из этюдов?

— Нет, это не был этюдный метод. Это была конкретная работа со словом и мыслью. Наш педагог разделила текст Толстого, подобрала его для каждой из нас. Потом мы с ней вместе стали работать с этим текстом, сокращать его, изменять. А дальше было оживление образов.

— Каждая из вас играла то, что ей ближе?

— И да, и нет. Педагог же нас хорошо знает, она подбирала отрывки именно под каждую из нас, то есть да, то, что ближе. Но вместе с этим она еще и давала нам то, что нам труднее, чтобы мы учились, развивались.

— В спектакле появляется персонаж, которого у Толстого нет. Откуда он взялся?

— Да, он у нас родился позже. Между собой мы его называем «Голубчик» (смеются). Это некий завуалированный Маркиз Д. Дима, давай, сам расскажи про своего персонажа!

— Это такая несерьезная затея и очень неожиданная. Как вы сами видели, это Некто, Mr. Nobody. В какой-то мере искуситель, наверное. Это образность, как воплощение мечты, желания. Это мысль, которая пролетает и тут же улетает. Ее, Маши, сомнение, и в то же время ее мечта и надежда. Я сам не могу это охарактеризовать, где-то внутри я знаю что это, но словами передать не могу. Это на уровне ассоциаций — для каждого свое. Вот вы посмотрели спектакль и для себя поняли, кто я.

— Вопрос к девушкам. Наверное, сложно передавать роль из рук в руки, а в финале проживать все вместе, как единый организм?

— Это сложно. Но, это, пожалуй, самая важная штука в профессии. И то, что с нами делает Татьяна Владимировна — это просто сумасшествие. В хорошем смысле слова, конечно. Наша задача быть в одном. Включение каждой должно быть постоянное. И если мы этого делать не будем, то просто ничего не получится. Зато этот спектакль — как проверка: если не получается, значит мы не включены друг в друга, значит мы не одно. Смысл в том, что одна женщина на каждом этапе своей жизни разная. И чтобы у нас получилась именно одна женщина, мы все должны быть одним целым.

— Сегодня это включение у вас получилось!

— На самом деле, нам еще нужно расти, развиваться. Это премьерный показ, спектакль еще сырой. Нам еще не хватает жизненного опыта, нутра, глубины и понимания. Но мы работаем над собой!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.