Начало сезона в Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева ознаменовала премьера комедии Островского «Доходное место» в постановке Дмитрия Астрахана.
Дмитрий Астрахан — как режиссер жизнерадостный и эмоциональный даже в проблемных темах — щедро насытил свой спектакль эксцентрикой, коей богаты его работы в кино. В результате мэтры тюзовской сцены, народные и более чем опытные артисты, выглядят немного беспомощными и водевильными, почти на грани пошлости.
Так, Николай Иванов, играющий богатого дядюшку Вышневского, выкрикивает свои реплики на повышенных тонах, то и дело «пережимая». Услужливый чинуша Юсов в исполнении Игоря Шибанова становится фигурой совершенно карикатурной, что на потеху публике чуть ли не наизнанку выворачивается в мимике и телодвижениях. Для полноты комедийности маленькую ручную собачку госпожи Вышневской слуга брезгливо носит, отведя руки с животным на максимальное от себя расстояние — чистая цирковая реприза. Откровенно хороша в жанре сей буффонады лишь вдова-интриганка Кукушкина, у которой дочери-бесприданницы на выданье: актриса Антонина Введенская обаятельна, находчива, точна, вызывает искренний смех и чем-то напоминает комическую старуху Шапокляк.
Не обходится и без «тюзятины»: по сцене бегают, яростно топая, а по авансцене назойливо и с важным видом разгуливает пугалом шарманщик.
При этом сценография до крайности скупа. Спектакль оформлен в мобильно-антрепризном духе: так, ерунда, столы и столики, стулья и пуфики. Смена декораций равна смене занавесок и драпировок, а убогое жилище молодоженов Жадовых подчеркивает свою бедность крестьянской утварью да развешанным по веревкам бельем на просушку. Чиновники же одеты сплошь в зелененькое и похожи на насекомых.
Самое несуразное, что главного героя, юного максималиста и идеалиста Жадова, что не готов выслуживаться, несмотря на говорящую свою фамилию, в моменты истины совершенно не жаль. Иван Батарев пылкие монологи произносит звонко, как на митинге. Голос его дрожит, но душа не трепещет. В чувствах, помыслах и поступках своих он очевидно искренен, но сердца у него нет. Лишь благодаря стараниям Алисы Золотковой, что обратила на себя внимание в экспериментальных постановках молодых режиссеров, знаковые сцены выяснения отношений между ее Полиной и Жадовым хоть как-то очеловечены.
Звучат знакомые вальсы и марши композитора Долгушина, персонажи от «избытка чувств» вгрызаются в яблоки или давят райские плоды в кулаках… Но переиграть ни фрукты, ни животное у актеров не получается.
Комментарии (0)