Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

В Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии появилась интерпретация пьесы Жана Ануя «Бал воров». Музыку написал екатеринбургский композитор Александр Пантыкин, а постановку осуществил московский режиссер Александр Житинкин.

Впрочем, режиссура в спектакле столь ненавязчива, что порой кажется, что ее нет. Возможно, это намеренный ход, возможно, нечто самопроизвольное, но создается впечатление, что всё отдано на откуп актерам. Хороша ли подобная свобода — сказать трудно, так как неизвестно, что было бы взамен, но в сложившихся обстоятельствах от исполнителя требуется умение выстраивать образ самостоятельно, а под силу это, увы, не всем. В выигрыше оказываются ярко характерные актеры и комики-эксцентрики, обладающие врожденной харизмой, ну а остальные играют как умеют.

В драматическом театре затея вылилась бы в полную бессмыслицу и ужасающую эклектику, но в музыкальном спектакле лакуны заполняются музыкой и хореографией. Музыку Пантыкин сочинил бодрую, энергичную; мелодические фразы многократно повторяются и легко запоминаются, рисунок танца (балетмейстер Владимир Романовский) встраивается в музыкальный материал так органично, что получается единое целое.

При удачном стечении обстоятельств (когда играют те, кто способен сам себя «срежиссировать») действие летит стремительно. «Бал воров» — это ярко, броско, эффектно, ритмично, зажигательно. Собственно, именно ритм и становится основным стержнем спектакля; каждая новая картина словно наступает на пятки предыдущей.

Костюмы и декорации от Андрея Шарова — сценографа и кутюрье, в последние годы увлекшегося живописью, — не оригинальны, но живописны и очень позитивны. Белое, желтое, голубое… морские волны… иллюзия простора, ветра, горизонта… Много света — ослепительного, сияющего, струящегося… И эта немудрящая простота как нельзя лучше способствует созданию романтической атмосферы и ощущению курортной легкости, а при необходимости оттеняет юмористическую зарисовку или драматическую коллизию. А еще есть тексты вокальных номеров, написанные Михаилом Бартеневым. Хорошие тексты, правда, не на любой вкус, но складные и ладные.

Актерские работы есть такие, что хоть в учебник и готовить на их примере подрастающую смену. Лидирует Александр Круковский в роли Петера Боно — лидера воровской троицы. Подчеркнуто гротескная манера актерской игры, умопомрачительная пластика и… свойственная актеру неоднозначность — еле слышная щемящая нота…

Колоритные образы воспитанников Боно получились у Владимира Яроша и Романа Вокуева. Гектор Яроша — смесь плейбоя и Казановы местного розлива: в меру хитер и в меру простодушен, Гюстав у Вокуева — забавный мальчишка, оказавшийся в дурной компании, а играющего роль в другом составе Александра Леногова — романтичный юноша, по нелепой случайности сбившийся с пути. В сущности оба Гюстава — мечтатели, бунтующие против пошлости и несправедливости окружающего мира, и есть в них что-то от подлинного Ануя.

Роль скучающей аристократки леди Хэф — новая после «Лета любви» Л. Лайтаи — бенефисная роль Светланы Луговой. Развернутые вокальные номера, особенно исповедальный «Девочка моя» позволяют вскрыть глубинные эмоциональные пласты, окунуться в прошлое холодноватой и капризной леди. Звездную роль сыграла в «Бале воров» и Анастасия Лошакова — хрупкая наивная Жюльетт, мечтающая об очень простых вещах — любви и счастье.

В образе другой воспитанницы леди Хэф — взбалмошной красотки Евы — удачно выступили Елизавета Олисова и Мария Елизарова. Ева у Олисовой, актрисы в большей степени характерной, постоянно пребывает в несколько взвинченном состоянии, ее взгляд насторожен, а сердце — закрыто. Елизарова смягчает образ, ее Ева более лирична.

Отличная пара разорившихся банкиров Дюпонов — отца и сына — получилась у Олега Флеера и Ивана Корытова, им достался и один из самых эффектных номеров спектакля «На пятой авеню». Корытов за короткий срок прошел путь от затюканного чрезмерно заботливым папашей бессловесного дурачка до отчаянного бунтаря, выплеснувшего неудовлетворенность своим положением в арии «Я — полный дефолт». Флеер играет сочно, интересно, его папаша Дюпон лихорадочно пытается подстраиваться под меняющиеся обстоятельства и всё время оставаться на плаву. Роль благородного лорда Эдгара словно написана для Александра Байрона, а в образе суетливого Дворецкого блеснул Виталий Головкин.

Можно сказать, что музыка, хореография и актерский ансамбль «сработали» неплохо и театр выпустил спектакль, имеющий высокие шансы стать популярным у публики. И всё бы ничего, но вот как-то во всей этой красочной феерии потерялся автор. Получилось, что пьесу Ануя не «положили» на музыку, а, упростив до кратенького либретто, под музыку подложили. Оставив фабулу, но растеряв смыслы.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.