«Приют комедианта» — амбициозный театр с контрактной труппой, внушительным репертуаром неограниченного диапазона и самыми прогрессивными взглядами на современное искусство — выпустил балетный спектакль, он же пластический перформанс «Солярис». Публику приглашают совершить совместное стилизованное космическое путешествие: голос, имитирующий обращение капитана воздушного судна к пассажирам, объявляет посадку на межпланетную станцию «Земля», затем пересадку на стыковочный рейс и приглашение продолжить экспедицию вместе с экипажем…
Фантастический роман Станислава Лема послужил лишь взлетной полосой для опытного танцовщика и дерзкого хореографа-постановщика Юрия Смекалова, так что перечитывать первоисточник перед просмотром не обязательно. В традиционном балетном либретто тоже нет нужды: полет фантазии зрителя, что морально готов бороздить бескрайние просторы вселенной в ритме танца, гораздо любопытнее лабиринтов внутреннего сюжета, которому — по своей собственной логике — следуют создатели постановки.
Шесть персонажей, имена или функции которых частично взяты из культовой книги, но большей частью — из игр с подсознанием. Разум и чувства вписаны в рамки концепции пространства и времени, но исполнители не слишком углубляются в дебри психоделии.
Блестящие артисты балета из Мариинского, Михайловского и Большого театров и ярчайшие представители мира современного танца миксуют классику с модерном и мягко переводят академическую чистоту линий в упорядоченный хаос движений контемпорари. Здесь царит гармония в движении, меняются местами прошлое, будущее и настоящее, светлое и темное, мужское и женское, взрослое и детское. Брезжит тема военщины, подмигивает тема озорного гротеска, и, конечно, торжествует тема любви, бескрайней искренности, внутренней чистоты.
Общение с высшим разумом обходится без картинного заигрывания с невесомостью: нет вполне ожидаемого рапида или максимальной амплитуды шагов и вращений — зато есть горячая пульсирующая кровь, очищенная от всяких химических примесей. А полет через тернии к звездам совершается на подсознательном уровне.
Музыкальное оформление «Соляриса» — пример идеального попадания в нерв, умения наполнить бескрайним, внеземным, объемным многоголосием звуковую дорожку. Молодой петербургский композитор Бхима Юнусов три премьерных дня играл электронную и этническую музыку во время антрактов. С подобными импровизациями он выступает и на улицах, и на площадях, и на крышах, и в садах, и в парках, в нашем городе и в разных странах, подобно средневековому трубадуру, для которого жизнь есть ритмы и мелодии.
«Звездная пыль», покрывающая сцену, усиливает экстаз восприятия и намекает на религиозные атрибуты христианства и буддизма: прием с рассыпанной по напольному покрытию крошкой, напоминающей крупицы соли или рисовые зерна, служит фигурой пластической речи, аллюзией, соединяющей божественное и космическое. И пусть не все движения в весьма условных па-де-де и па-де-труа идеально синхронны: современная хореография смотрит на четкость движений сквозь пальцы. Эмоция важнее.
Комментарии (0)