Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

У ВСЕХ УМЕР ПАПА

Режиссеры Семен Спивак и Мария Мирош назвали выпускной спектакль четвертого курса «Игра в Шекспира». Но на самом деле игры, фантазии на тему шекспировской пьесы довольно мало, получилось вполне добротное, классическое прочтение пьесы. Роли Офелии и Гертруды, которые играют сразу три актрисы, — здесь, скорее, красивое образное решение, показывающее взросление и изменение персонажей, чем что-то новое. Стража замка в строгих костюмах и темных очках а ля элитная охрана, Клавдий в смокинге и Гамлет в майке никого не удивляют. И так ясно: Гамлет вне времени, Гамлет вечен. Гамлета никогда не было, и Гамлет всегда был. А про вечность Семен Спивак умеет рассказывать лучше всего.

Каков же его Эльсинор? Надежда Осипова (художник-постановщик) и Денис Дьяченко (художник по свету) создают ограниченное пространство, окрашенное в красный, черный и белый. На сцене — ничего лишнего. «Весь мир театр». Людей интересуют лишь власть, игра и любовь. В сценической версии Молодежного театра нет могильщиков, знаменитый монолог «Быть или не быть?» произноситься без пафоса, разорванная «связь времен» здесь не про Бога и Человека, а про отцов и детей. Про семью, про ее разрушение, про то, как это страшно. Вот юный Гамлет (Станислав Горелов), переживающий смерть отца и скорый брак матери. Вот его родители — нежная, грустная Гертруда (Мария Вершинина) и отчим Клавдий (Александр Тихоновский), напоминающий киношного злодея. Вот благородный Полоний (Ефим Чайка), патриарх, отец семейства, внутренне основательный и по-отечески нежный. Вот Лаэрт (Павел Вересов) и Офелия (Евгения Лыкова), брат и сестра, пара друзей, которым всегда хорошо вдвоем. Многочисленные придворные и стража, даже Розенкранц и Гильденстерн — тоже члены этой большой и шумной семьи.

Каково Гертруде любить и Клавдия, и бедного, растерянного Гамлета? Как Клавдию смириться с чувством вины за совершенное злодеяние, и справиться с озлобленным пасынком-подростком? Как Офелии пережить, что возлюбленный убил ее отца? Все герои из благополучных молодых датчан превращаются в напуганных, сломленных людей. Музыка в спектакле подчеркивает излом характеров, рассыпающиеся единство.

В финале все герои уходят в луче света. Лишь Клавдий остаётся на черной, опустевшей сцене. Спивак не оставляет надежды на торжество и возрождение. Разрушено датское королевство. Разрушен мир, в котором была семья с мамой, папой, сыном, дядей, невестой и друзьями. Разъята связь времен…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.