Майской премьерой Молодежный театр на Фонтанке порадовал не только зрителей, давно полюбивших студентов Семена Спивака. Дипломной постановкой курса «Игра в Шекспира. Гамлет» театр смог достойно открыть празднование 25-летнего юбилея существования в РГИСИ мастерской своего художественного руководителя.
Спивак выбрал материал для спектакля явно не случайно. Эпоха и сюжет позволяют показать во всей красе все то, чем должны владеть выпускники: актерское мастерство, вокал, пластика, искусство фехтования… «Игра в Шекспира» — точное определение для студенческой постановки. Да и сама история датского принца, страдающего скорее от юношеских, нежели философских проблем, должна быть близка молодым. «А наша юность и без врагов в борьбе сама с собой» — это, между прочим, сказано самим Шекспиром. Станислав Горелов играет Гамлета тонко и точно: его герой молод, обаятелен и несчастен. История проста: юноша живет в свое удовольствие, и вдруг его отец умирает, дядя тут же женится на вдове, а на парня все перестают даже внимание обращать. Ни матери, увлеченной новым мужем, ни друзьям, на поверку оказавшимся просто собутыльниками, Гамлет не нужен. Разве что влюбленная Офелия испытывает к нему нежные чувства, но она не мать, не отец, не друзья.
Недостаток женских ролей в пьесе постановщики Семен Спивак и Мария Мирош восполняют количеством исполнительниц: перед зрителями предстанут три актрисы в роли Офелии и столько же — в роли Гертруды. История совершает круг: в финале перед зрителями вновь прелестная, по-детски невинная, но обреченная Офелия-Евгения Чураева и трагическая Гертруда-Мария Вершинина, великолепно справляющаяся с ролью зрелой женщины. Как и Ефим Чайка с ролью Полония — лукавого царедворца и любящего отца. Как и Максим Орехов с ролью Клавдия — подлеца, отравившего ради короны родного брата.
Ключ к восприятию спектакля прост: история Гамлета не есть нечто сверхъестественное. Вечные темы: отцы и дети, слепая страсть, предательство, любовь без взаимности, месть. Актеры разыгрывают историю как вневременную: взъерошенный Гамлет в черной майке, бодрые парни в стильных кожаных куртках с рюкзаками — Розенкранц и Гильденстерн, лицемерный Клавдий в строгом костюме с галстуком… В спектакле много отсылок к театру и кино, давно уже «приватизировавшим» Шекспира. Воля Рока давно интересует человечество.. Хотел ли Гамлет трагического финала, задумав вывести преступника Клавдия на чистую воду? Нет. Так получилось. Желая отомстить, он не подозревал, что цена мести будет высока. Ведь в юности кажется, что все можно исправить. Жизнь-то длинная… Но на деле все оказывается иначе.
Трагедию Гамлета, страдающего от предательства близких, волей случая запустившего карусель смертей и потерявшего в ней веру и любовь, зрители смотрят как завороженные. В спектакле действительно много сильных, эмоционально глубоких сцен: смерть Полония, диалог Гамлета с матерью, борьба Гамлета и Лаэрта у гроба Офелии, их финальный поединок… Несомненное достоинство спектакля — простое и выразительное сценографическое решение (художник Надежда Осипова). Сливающаяся с черным кабинетом сцены драпировка, идущая вдоль задника, при подсветке становится прозрачной, выявляя тайную жизнь дворца (художник по свету Денис Дьяченко). Очень просто, Из тени Гамлета появляется и эффектно исчезает, рассеиваясь как дым, Призрак (видеорежиссер Валентин Суханов). Нежное платье Офелии — единственное пятно света среди кромешной тьмы двора… В постановке есть ансамбль, есть драйв, есть четкий режиссерский месседж — артисты понимают, что играют, и наслаждаются «игрой в Шекспира». Так быть или не быть? «Пылинка зла уничтожает благо». Вдруг кому-то и поможет этот совет Шекспира, услышанный в театре.
Комментарии (0)