Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«ТЕПЕРЬ У НАС ПОДЛЕЦОВ НЕ БЫВАЕТ»

Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского — это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Актер Театра им. Ленсовета Роман Кочержевский выпустил свою первую самостоятельную постановку — сочинение по мотивам поэмы «Мертвые души» и другим произведениям Николая Васильевича Гоголя. В конце 2016 года начинающий режиссер представил зрителям спектакль «Комната Шекспира» по пьесе «Сон в летнюю ночь», но эта работа была создана совместно с Юрием Бутусовым.

Инсценировку гоголевских «Мертвых душ» Роман Кочержевский написал сам. Он же выступил художником-постановщиком и поселил героев в пространство, наполненное предметами интерьера 70-х годов XX века.

Спектакль построен как череда «воспоминаний»: встреча Чичикова с четой Маниловых, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичами… Маниловых играют Александр Новиков и Наталья Шамина — дуэт, сложившийся в спектакле «Дядя Ваня». Актеры то смеются истерически, то целуются долго и томно. Впрочем, этот гротеск они наследуют из самого текста. Их Маниловы — сахарные, приторные — из тех душевных людей, у которых с душой беда.

Настасья Коробочка в неожиданном исполнении Анны Ковольчук встретит Чичикова, которого играет Сергей Перегудов — тоже параллель с бутусовским спектаклем «Все мы прекрасные люди». Но эта Коробочка — не пугливая гоголевская помещица. Старушечий образ словно растворится в воздухе, и перед зрителями окажется вполне современная дама — прекрасная во всех отношениях. Такая ничего не боится и никогда не продешевит.

Следующее «воспоминание» — и Сергей Перегудов превращается в Ноздрева. Звучит знакомый текст об опустившемся игроке, кутиле и пьянице, которому после смерти жены и до собственных детей дела нет. Пока Ноздрев ведет свою партию, в углу сцены скромно сидит девочка с куклой — она смотрит на погибающего человека с такой жалостью, на которую способно лишь детское сердце. Удивительная роль Лауры Пицхелаури, которая вскоре предстает холодной и несчастной красавицей — Феодулией Собакевич.

В следующем эпизоде текст Чичикова будет произносить именно она — просить о чем-то опостылевшего ей мужа (Собакевича играет Виталий Куликов). Полупустая квартира, мертвая семья. О чем они торгуются? Есть ли у любви «красная цена»? Но вскоре супруги помирятся, а Чичиков появится в доме самого страшного гоголевского героя. Роль Плюшкина исполняет Сергей Мигицко. Он же играет губернатора города NN, и этот персонаж получился у актера не менее убедительным. Вот такое «кружево» из образов плетет режиссер.

Чичиковых в спектакле тоже несколько. Кроме Пицхелаури и Перегудова его текст произносит Виталий Куликов, но «основной» Чичиков — это Федор Пшеничный. В смене актеров — не только многоликость и лицемерие персонажа. Скорее двойственность его личности. У Чичикова в исполнении Пшеничного есть сердце. Ему любви хочется — чистой и светлой. Но и денег тоже очень хочется. Все же воруют, чем он хуже? Он даже не ворует — «дело делает», пускай и не очень чистое. «Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные…».

Но служить одновременно Богу и мамоне нельзя. Заключительный эпизод спектакля — словно бой между несчастным Павлом Ивановичем и тем «высшим светом», куда он рвется, разрывая душу. Бой, где все маски сняты, и где он оглушительно проиграет. У Гоголя — чтобы в итоге победить, но этот итог читатели так и не узнали: второй том «Мертвых душ», как известно, сгорел, а возрождение души Чичикова планировалось лишь в третьем…

В первых же отзывах о спектакле Роман Кочержевский не избежал сравнений с Юрием Бутусовым: актеры играют разные роли, повторяют одни и те же фразы, интересно подобран музыкальный ряд, сцены красивы и напоминают кадры из художественного фильма. Спектакль действительно красив. Здесь и смена фона за спинами героев, и театр теней, и множество деталей, которые хочется рассматривать: африканские маски в доме Коробочки, кипящий аквариум с рыбками у Маниловых, бьющийся в банке мотылек в руках губернаторской дочки. Но в этом нет пустой «красивости». Спектакль передает саму суть гоголевского текста, при этом имеет вдумчивую, выстроенную режиссером с математической точностью, композицию. Он смотрится легко.

Одно из главных достоинств постановки — актерский ансамбль. Александр Новиков — обаятелен в любой роли. Анна Ковальчук как всегда женственна и красива — даже в экзотическом образе старушки в шубке «под пантеру». Сергею Мигицко порой не обязательно говорить на сцене, все равно будет смешно и точно. Нерв этого спектакля — Сергей Перегудов, его сердце — нежная Лаура Пицхелаури. А еще дочка губернатора в исполнении молодой актрисы Риммы Саркисян. Чудный образ — трогательный, забавный, узнаваемый.

Впрочем, у кого-то и в столь юном возрасте души уже умерли. Спектакль Романа Кочержевского — это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых. В конце постановки со сцены звучит гоголевское: не нужно негодовать, если наши герои не пришлись вам по вкусу, это вина Чичикова… Но лишь читая «между строк», понимаешь — не в Чичикове дело. Он лишь порождение времени, а Гоголь, к сожалению, современен всегда. В эпоху Николая I, в годы брежневского «застоя», во время раннего капитализма с нечеловеческим лицом или же нынешнего — с нагло-гламурным. Совершенно неважно, одел режиссер своих актеров в джинсы-клеш или же во фраки, обставил сцену старинной мебелью или купленной в «Икее». Все равно это про нас.

Что касается сравнений с Бутусовым… Юрий Николаевич, наверное, и мог уйти из любимого театра, потому что он сделал самое главное. Он оставил зрителям свое наследство — ярких, непохожих друг на друга, но близких друг другу актеров-единомышленников. Даже само их решение — вот так смело довериться молодому режиссеру — многое говорит о взаимоотношениях в этом коллективе. По крайней мере, в какой-то его части.

Именно поэтому спектакль получился. Постановка Кочержевского логична в репертуаре театра, у которого есть свой характер. Она оригинальна, остроумна и злободневна. К слову, Юрий Бутусов часто повторял, что он не стремится к «злободневности», актуальности, его интересует только человек. И если искать что-то общее в спектаклях учителя и ученика, то это внимание к человеческой душе. В остальном — не нужно сравнений. «Мертвые души» — это интересный рассказ в исполнении интересных людей — о вечном и о временном.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.