Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ТАМ, ГДЕ ЗРЕЮТ АПЕЛЬСИНЫ…

На малую сцену «Мюзик-Холла» ворвались — иначе не скажешь — герои сказочной повести Джанни Родари «Чиполлино».

Простенький фасад (художник-постановщик Стефания Янковская), погруженный в сумрак ночи, обретает краски с наступлением рассвета (художник по свету Татьяна Яцюк). Лиричная мелодия сменяется задорной песенкой; распахиваются окна, двери и буквально из каждого угла выскальзывают колоритные фигуры фруктов и овощей. Ну а дальше происходит то, что случается в каждом спектакле молодого режиссера Ильи Архипова. Невероятная энергия, бешеный темп, завораживающие ритмы и невозможность перевести дыхание до самого финала.

Блестяще дебютировав на сцене Театра эстрады имени Аркадия Райкина проектом «BAJKI. Сказки для взрослых», Архипов заявил о себе, как о режиссере с собственным, ни на кого не похожим взглядом на музыкальный спектакль. Главный принцип сценического действа — скорость, движение, полное совпадение внутренних и внешних темпоритмов. Технология создания спектакля проста и лежит на поверхности, но простота иллюзорна, чтобы построить столь же органичную конструкцию, надо быть Ильей Архиповым. Не больше и не меньше.

Либретто и тексты песен к «Чиполлино» написаны режиссером, музыкальную ткань спектакля «соткали» из итальянской музыки разных стилей и эпох (музыкальный руководитель постановки Фабио Мастранджело, аранжировки Тимофея Маслова). Солнечную Италию — а на подмостках царит именно она —

«организовали» благодаря такому эфемерному понятию, как атмосфера.

Костюмы интересного кроя и разнообразной цветовой гаммы не просто характеризуют персонажей, но и передают их эмоциональное состояние. Следует отметить насыщенность и интенсивность оттенков, а также массу забавных придумок. Так, Чиполлоне (очень хорошая актерская работа Сергея Ленкова) все свое многочисленное потомство, за исключением старшего сына, возит в детской коляске, из которой торчат луковые стрелки различной длины и ширины. На груди дона Томато, в которого переквалифицировали синьора Помидора, необъятных размеров орден; принцу Лимону соорудили кресло из половины тщательно вычищенной лимонной кожуры, а «отвязной» красотке-журналистке леди Лайм (придуманный Архиповым персонаж в исполнении Ирины Чумантьевой и Варвары Шалагиной) — роскошную шляпу из лаймовой дольки. Пана Тыкву (Николай Пинский) облачили в пасторскую мантию, а графинь Вишен (Олеся Иванова и Екатерина Ландо) превратили в пафосных кокеток времен НЭПа. В образе главного героя появился студент Российского государственного института сценических искусств Денис Большев, в детском возрасте сыгравший центральную роль в постановке мюзикла Лайонела Барта «Оливер!» на сцене Театра музыкальной комедии. В Драматическом камерном театре «Ковчег» актер играет молодого Даниила Гранина в спектакле по автобиографической повести писателя, в Музыкально-драматическом театре «Синяя птица» — Принца («Принцесса без горошины»). Ершистый борец за права униженных и угнетенных Чиполлино дается Большеву легко. Мальчишеская вспыльчивость, юношеский максимализм и юношеское же обаяние и — образ готов. Популярная песенка на стихи Самуила Маршака

«Я — веселый Чиполлино. / Вырос я в Италии— / Там, где зреют апельсины, / И лимоны, и маслины, / Фиги и так далее» в мюзикле не звучит, но Чиполлино у Большева получается тот самый, на все времена. Возможно, еще и потому, что Архипову удается полностью сохранить сатирическую подоплеку повести, а это не так легко, как во времена СССР. При отсутствии даже намека на назидательность спектакль рассказывает о том, что такое хорошо и что такое плохо, а еще о том, что нет устаревших сюжетов, а есть режиссеры, у которых не хватает изобретательности.

Юлия Тикко — презабавная Чучундра из архиповского мюзикла «Рикки-Тикки-Тави» — стала замечательной Редиской. В актрисе столько неподдельного задора, что становится ясно, почему и Чучундру, и Редиску она играет без дубля. Впрочем, случайных актеров в постановках Ильи Архипова и не бывает, предполагаю, что кастинги длятся до того момента, пока не найдется исполнитель, которому режиссер полностью поверит.

Константин Шлюев (Раджа в «Рикки-Тикки-Тави», Одноглазый в «Бармалее») примерил на себя роль самовлюбленного принца Лимона, сочный образ пафосного (и сочного!) дона Томато получился у Петра Вечеркова — артиста, обладающего удивительным сценическим обаянием. Артем Иванов — дон Томато во втором составе — выступил и в качестве балетмейстера. Не вдаваясь в тонкости хореографического рисунка, его посыл можно назвать жизнеутверждающим, как и весь спектакль.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.