Театр музыкальной комедии запустил с 7 по 16 октября второй блок спектаклей первой премьеры сезона — мюзикла «Бал вампиров». Российская премьера мюзикла Джима Стейнмана и Михаэля Кунце, созданного по фильму Романа Полански «Бесстрашные убийцы вампиров», состоялась спустя четырнадцать лет после первой постановки в венском театре Раймунд. У нас показана обновленная венская версия 2009 года в постановке голландского режиссера Корнелиуса Балтуса, сорежиссера Романа Полански. Мюзикл исполнялся на русском, перевод осуществила Сусанна Цирюк, переводчик со стажем.
Можно восхищаться тем, как директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф неуклонно воплощал этот проект в жизнь. Вероятно, так, с подлинным азартом, и должны работать настоящие топ-менеджеры: захотел — придумал, как сделать, — осуществил. Для знакомства с «Балом вампиров» Юрий Алексеевич летал в Вену.
«Бал вампиров» стал кульминационной точкой освоения территории мюзикла в этом театре. Тому предшествовали «Чикаго» Джона Кандера и «Оливер» Лайонела Барта. Но «Бал вампиров» стал исключением из правил, поскольку почти все главные партии в нем поют солисты других театров. От Театра музкомедии были оркестр и кордебалет. На премьере роль Ребекки, супруги Шагала, как всегда, предельно эффектно исполнила Манана Гогитидзе, приглашенная солистка. Солист театра Иван Корытов прошел кастинг на роль профессора Абронсиуса.
Премьере «Бала вампиров» заблаговременно, как и полагается, предшествовала кампания в СМИ, в ходе которой читатели разных изданий узнавали о немалой стоимости «продукта». Цена вопроса подтвердилась на премьере, когда все увидели действительно дорогую «игрушку».
Мюзикл создавала международная постановочная команда числом около двадцати человек, среди которых помимо режиссера музыкальный руководитель Юрий Крылов, американский хореограф Денис Каллахан, венгерский художник-постановщик Кентауэр, автор аранжировок Майкл Рид и другие. На первом спектакле публика увидела прежде всего очень качественно сделанный спектакль, в котором работа всех элементов структуры была налажена до невиданных здесь высот. Разум восторгался, но сердце иногда чувствовало, что слишком уж все автоматично и слегка бы ослабить поводья… Хотя, возможно, таким и должен быть современный мюзикл. К тому же о вампирах — существах вполне механистичных, которым, правда, ничто человеческое не чуждо, особенно кровь.
«Бал вампиров» бьет главным образом на внешний эффект — картинки с множеством живописных деталей меняются регулярно, костюмы поражают барочной пышностью. Сначала массовая сцена в трактире где-то в горах Трансильвании с воспеванием чеснока — именно здесь пригодилась колоритная фактура и артистичность Мананы Гогитидзе, то и дело замахивающейся на бедного муженька Шагала. Затем интимная сцена с обнаженной Сарой, моющейся в ванной. Именно Сарой пленится кровожадный граф фон Кролок, он подарит ей красные сапожки, зазовет на полуночный бал и, разумеется, сделает вампиром. Финал мюзикла показал, что кровопийцами станут все, и болезнь эта заразная: новое поколение упырей отплясывало уже в кожаной амуниции на фоне огней большого города. И только старик Абронсиус в гриме Эйнштейна продолжал верить в победу науки над силами тьмы… Пессимистичный месседж мог занимать умы богемной молодежи в конце 1960-х, когда появился фильм. Чувствовался в «вампирах» и призыв к истинной свободе от оков и условностей земной жизни. Фон Кролок говорит: если дух подавлен моралью, значит, надо избавиться от морали… Он же соблазнял Сару словами о том, что только у них, в вампирском царстве, можно «смерти и любви познать цену».
В этом мюзикле вообще много плакатного глубокомыслия: «С той поры как мир был создан, люди друг у друга кровь сосут»… В исполнении впечатлительных российских артистов все эти темы прозвучали с особым драматизмом, местами уводя мюзикл в пространство рок-оперы. Превосходен в актерском и вокальном планах оказался Иван Ожогин в роли фон Кролока. Персонаж получился у него уж очень благородным, пленником Вечности, познавшим всех и вся. Блистательно отработал образ комического старика-профессора Андрей Матвеев, безупречен юный невинный Альфред у Георгия Новицкого. В музыке этого мюзикла немало общих мест, но найдется и несколько запоминающихся мелодий, чтобы иногда напевать их. А партия фон Кролока требует подчас оперных усилий.
Наше юное поколение несколько запоз-дало увлеклось и продолжает увлекаться вампирской тематикой, разного рода «сумерками», «темными сторонами» и «черными магами». Новая постановка в Театре музыкально комедии, столь искусно выполненная, может привлечь неожиданную аудиторию. Осталось посмотреть, что из этого получится.
Комментарии (0)