Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Деловой Петербург. 20.09.2013
СМИ:

ШИКАРНЫЙ ПУТЬ

Счастливая идея — сделать из биографии Чарльза Спенсера Чаплина мюзикл. В ней есть все ингредиенты, потребные, чтобы этот суп кипел и питал. Сын алкоголика и сумасшедшей, юный Чарли ярко дебютирует в Лондоне, получает приглашение в Америку на студию Мак Сеннета, создателя первых комических (так, прилагательным, ставшим существительным, называли трюковые буффонады, с которых начинался Великий немой), дальше — изобретение знаменитого образа бродяги, немыслимый успех, всемирная слава, колоссальное богатство. А для остроты в суп добавляем любвеобильность, в том числе по отношению к совсем юным девочкам, нескольких жен, скандальные разводы, обвинения в прокоммунистических настроениях и травлю в прессе. Наконец, эмиграция в Швейцарию и триумфальное возвращение в преклонном возрасте в США, чтобы получить почетного «Оскара» за вклад.

«Жалкая судьба», — написал Мандельштам в гениальном стихотворении «Чарли Чаплин», разумея, конечно, персонаж. «Светлый путь», — скажем мы о его создателе. Либретто Кристофера Кёртиса и Томаса Меана попыталось сплавить оба определения. Достижения в искусстве отравлены неудачами в личной жизни, и в самые лучезарные моменты в сознании Чаплина возникают несчастное детство, безумная мать и прочие свинцовые мерзости. Все смешано в правильной пропорции: трогательность чуть—чуть не становится приторной, а история победителя — самодовольной, но — не становится. Если бы еще не помнить изумительную музыку Чаплина, которую он сам писал к своим фильмам… Музыка Кёртиса, несмотря на воодушевленную работу дирижера Юрия Крылова, чаплинской, мягко говоря, уступает. Зато танцы, поставленные на нее режиссером и хореографом Уорреном Карлайлом, довольно изобретательны — не будучи на самом деле технически изощренными, выглядят эффектно. Что и требуется для мюзикла, который по самой природе жанра должен быть броским и шикарным.

«Чаплин», скажем так, сдержанно шикарен. Художник Беовульф Боритт предсказуемо выдержал изобразительное решение в черно—серо—белой гамме — все—таки речь об эпохе, создателях и персонажах немого кино. Таковы и костюмы Эми Кларк и Мартина Пеклединаза, однако, когда дело доходит до роскошных голливудских вечеринок, дамы переодеваются в серебряное, да еще и с неба падает серебряный же занавес. Уместно пользуют видео: например, Чаплин въедливо изучает хронику речи Гитлера — и пародирует его в «Великом диктаторе». А в финале он ловко исчезает в щели эластичного экрана, на который проецируется знаменитый кадр: бродяга уходит от нас по дороге вдаль…

Это третий после «Бала вампиров» и «Аладдина» лицензионный мюзикл, который директор музкомедии Юрий Шварцкопф заполучил в свой театр.

«Бал вампиров» был первым опытом покупки спектакля «под ключ», проект оказался более чем удачным, бизнес—план оправдался с лихвой, огромные кредиты возвращены, и спектакль приносит прибыль. Однако появлением «Чаплина» мы обязаны не каким—нибудь маркетинговым расчетам, а личному выбору директора — он увидел этот мюзикл на Бродвее и буквально влюбился. Притом там «Чаплин» успеха не имел и скоро сошел со сцены — господин Шварцкопф полагает, что именно потому, почему должен иметь успех здесь: американцы хотят прежде всего развлекательного шоу, а в «Чаплине», кроме чистого развлечения, много душещипательного. Предположение насчет того, что нашему зрителю (особенно зрительнице) охота сочувствовать героям, подкрепляет кастинг: Чаплина играет обаятельный и заразительный Евгений Зайцев, у которого наверняка появится своя публика.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.