В театре «Приют комедианта» молодой режиссер Андрей Корионов поставил спектакль по пьесе Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград»
Первое, что приходит на ум, когда слышишь название, — басня дедушки Крылова. Но крыловское изложение басни вторично. Первым придумал историю про лису и виноград, про то, что лиса не готова сорвать плод, потому что он еще не созрел, — Эзоп. Бесноватый, уродливый, горбатый нищий баснописец из Древней Греции, обладавший блистательным умом и талантом сочинять точные, разящие мечом остроумия притчи, умевший выискивать выход из самых абсурдных и тупиковых ситуаций.
По логике жизни мудрейшие находятся в тени не самых умных, но обладающих властью и авторитетом правителей. Или же, как в пьесе бразильского драматурга Фигейредо, нищий мудрец Эзоп оказывается не просто рабом, но и правой рукой философа-гуру Ксанфа.
Пьеса «Лиса и виноград» (или второе название «Эзоп»), написанная чуть более полувека назад, звучит в стиле речей греческих философов и мудрецов. Как не вспомнить в этой связи знаменитый телеспектакль «Эзоп», в котором играли Александр Калягин, Валентин Гафт, Любовь Полищук? В «приютовскую» же постановку Корионов привнес современные одежды, интерьеры, телевизор как непременный атрибут общения с миром, текст же оставил практически не тронутым. И поначалу картинка и диалоги будто бы вступали друг с другом в противоречие, но с каждой сценой визуальная и звуковая составляющие становились все более и более органичными, и зритель принял условия игры — неважно, в какие тоги рядиться, но неизменно определяющими для людей остаются любовь и измена, богатство и нищета, власть и подчинение, страх и радость. Самой главной истиной владеет, конечно же, ироничный Эзоп (Геннадий Олимпиев), он один знает подлинную цену свободе. Ради нее он готов даже броситься в пропасть. Любовь к свободе удерживает его от женских чар Клеи (Наталья Ткаченко). Эзоп может сохранить себе жизнь, если признает, что он раб Ксанфа (его азартно и харизматично играет Александр Кудренко), но предпочитает умереть свободным, чем жить рабом.
Корионов беспощаден к своим героям, да и к зрителям тоже — он не подкладывает никому сладкую пилюлю, в его режиссерском решении романтика не превалирует над жесткостью и цинизмом жизни. Да, Эзоп бросается в пропасть. Но что это? Пропасти нет! Баснописец не погибает, а мирно укладывается на ложе за спинами хозяев. Так что же такое свобода — большая иллюзия? И пропасть, в которую ради этой свободы бросаются люди, тоже обман? Призрачная дымка? Значит, свободы не достичь?
Корионов не в первый раз остросоциальные пьесы превращает в политические памфлеты. Был уже опыт постановки «Дракона» по Шварцу в Театре имени Ленсовета, где он глубоко исследовал взаимоотношения властителя и подмятого им народа. Зритель оценил — на спектакле полные залы. А теперь «Лиса и виноград», и снова мы окунаемся в мир страшных истин.
Комментарии (0)