Охотно допуская, что со временем у одного и того же режиссера могут возникать различные взгляды на одно и то же литературное произведение, посчитать последнюю постановку ТЮЗа «Человек в футляре» удачной премьерой, да и премьерой как таковой, можно с большой натяжкой.
Во-первых, первое представление зрителям одноименного спектакля режиссера Георгия Васильева, в котором были заняты практически те же актеры, что и сегодня, произошло в этом театре относительно недавно — в 1999 году. Во-вторых, масштабы этого «полотна по Чехову» нынче явно уменьшились как в отношении сюжетных линий, так и в отношении «прописки» спектакля, ранее шедшего на большой, а теперь на малой сцене. В-третьих, Беликов, заведомо преподнесенный в анонсах как «загадочная фигура», в исполнении Валерия Дьяченко, увы, не приобрел благодаря ремейку ни одной новой черты из уже известного сценического штампа «маленького человека».
Авторы театральной версии чеховского сюжета вновь попытались соединить три рассказа о футлярных «соплеменниках» учителя греческого языка, но соединение это так и не вылилось в толковую драматургическую основу. Первый час действия (весь спектакль идет около полутора часов) уж точно являет собой из-за этого обстоятельства довольно жалкое зрелище. Додумывать на сцене то, о чем Чехов не говорил вовсе, оказывается, просто невозможно. Банальная нехватка текста и текстовых связок порождают невнятное сюжетное происхождение отдельных героев и их отношений с Беликовым.
Первый складный диалог, соответствующий букве автора, происходит между учителем Коваленко (Алексей Титков) и главным героем — о катании на велосипеде. До этого уныло-беспомощное существование актеров на сцене пытается скрасить Варенька (Ольга Карленко — актриса остро-характерного дарования). С ее появлением публика заметно оживает, видимо, надеясь на смену темпа в игре партнеров, но Варенька так и остается единственной живой фигурой на фоне размытых мужских персонажей.
Настолько мимо спектакля! Он был сыроват на премьере, но и тогда была видна значительность. И вот уже несколько лет живет и побеждает. Режиссура афористически точна, и актерская работа высокого класса. Валерий Дьяченко совсем здесь никакой не «маленький человек», и персонаж Ольги Карленко врезается в драму Беликова с скульптурной рельефностью, что выходит за границы «остро-характерного дарования». Та, давняя версия «Человека в футляре» у Г. Васильева на Большой сцене была поставлена за десять лет до новой премьеры, и быстро снята. Помню, восприняла это как личную драму. Действительно, далеко от школьных клише. Но тут именно «рост смыслов» классики. И ведь новейшая версия — тоже творческое развитие прежней.