Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ОПАСНОСТЬ БЫТЬ ЕДИНСТВЕННЫМ СЫНОМ

Премьеру ТЮЗа им. А. А. Брянцева «Обещание на рассвете» можно считать напутствием всем детям одиноких матерей.

Суть, как теперь говорят, «мэсседжа», заложенного в автобиографической истории Ромена Гари «Обещание на рассвете», заключается в ужасе бытия единственного ребенка женщины, которая решила никого кроме сына не любить. Но разве может смертный любить вечно? В основе решения такой дамы нет ничего, кроме эгоизма материнских амбиций и желания их удовлетворения успехами ребенка, «выбитыми» из него насильственным путем. Средства ее нападения и защиты — обделение себя счастьем, радостями, деньгами, даже едой. Ребенок, утопленный в такой любви и вечно ощущающий себя в чем-то виноватым перед мамой, вынужден воплощать и воплощать все новые и новые желания и фантазии родительницы. То он должен быть художником. То танцовщиком. То скрипачом. То писателем… Но главное и наиболее часто повторяемое «заклинание» из «Обещания на рассвете» — «Ты должен быть французским посланником!» Скажите, есть ли выход у бедного ребенка? Конечно же, вскормленному на идее собственной гениальности, поддерживаемому чудовищной уверенностью матери в неотвратимости мирового признания, ему ничего не остается, как стать этим самым посланником — генеральным консулом Франции, кавалером ордена Почетного Легиона, знаменитым писателем, лауреатом Гонкуровской премии. Надежды бедной женщины таки оправдаются, да вот только узнает ли она на небесах, что причиной всего, чего ее мальчик добился в жизни, он считает издевательский смех соседей?.. Узнает ли она, что он саму ее смерть сочтет за предательство, предательство в рамках клятвы о ее любви «на всю жизнь»?.. Такова история отношений знаменитого Эмиля Ажара (Ромена Гари) с его собственной матерью.

На темной сцене стоит мужчина (Андрей Астраханцев), который «взрослым голосом» серьезно рассуждает о чем-то. Его силуэт и манеры четки, определенны, но достаточно одного слова «мама», произнесенного им словно невзначай, как+ Контур героя на глазах зрителей начинает дрожать подобно отражению в луже, мужчина сникает, уменьшается и+ превращается в мальчика Романа лет восьми, неуверенного, трепетного, благоговеющего перед монументальной матерью (Лиана Жвания). Мальчик этот одет в сандалии на босу ногу и в широченные штаны на помочах. Штаны покоя Роману не дают: то он теребит их, дергая за помочи, то засовывает руки в карманы, непомерно удлиняя их хроническими «ручными пряталками» (художник Ирэна Ярутис). Маленький Роман вообще не спокоен и преисполнен различных эмоций. Главные — страх потерять любовь матери и благоговение перед ее слезами, доведенное до желания положить к ее ногам мир. Отсюда на всю жизнь робость перед любой девочкой и женщиной, желание исполнять ее желания (Юлия Нижельская играет в спектакле всех любимых женщин Романа). Впрочем, душевных сил у мальчишки хватает и на ненависть по отношению к соседям, открыто потешающимся над ним и его странной матерью. А Нина — более чем странная особа. Она — еврейка, живущая в Вильно, а все твердит о переезде во Францию, прочит сыну безоговорочно лучшую долю, а сама еле концы с концами сводит. Соседи искренне веселятся над ее прошлым актрисы и мечтами в отношении сына, и только господин по фамилии Пекельный (Игорь Шибанов) всерьез относится к пророчествам, касающимся знаменитого будущего мальчишки. У него, конечно же, есть свой, шкурный, интерес — мол, и обо мне пусть узнают+ И тут же на сцене явятся английская королева (Елизавета Прилепская), маршал де Голль (Александр Иванов), летчики — будущие коллеги Романа, — все те, кому будущий Ромен Гари, отрабатывая съеденные в детстве цукаты, еще расскажет о том, как в Вильно жил да был когда-то господин Пекельный+ И пресловутые цукаты, как материализовавшиеся воспоминания о «маленьком человеке», который, сам того не желая, доказал Роману, что «мама всегда права», достанутся всем, кто только окажется «под рукой» на сцене. Всем, кто принял Романа-Ромена не за «маленькую выдумку» его матери, а за Летчика, Героя, Писателя, Человека.

Спектакль режиссера Владимира Гурфинкеля нельзя считать дословной инсценировкой истории о маменькином сынке. Но, несмотря на «многонаселенность» постановки, она скорее выглядит как дуэт героев (сына и матери) и актеров (Астраханцева и Жвании). Дуэт, поддерживаемый некой «пуповинной» связью, ощущениями друг друга на уровне простого присутствия рядом. Отношения этих двоих развиваются на фоне моря (видеоарт Кима Дружинина), столь символичного для Гари. Ведь это — море внутреннего мира человека, способного как вместить в себя любовь ко всей Вселенной, так и замкнуться на любви к одному единственному человеку.

Эгоизм матери Романа все же совершил подвиг во имя сына: незадолго до смерти, написав 250 писем, она поручила своей подруге отсылать их сыну на протяжении трех с лишним лет. Поддерживая иллюзию своей жизни, она на деле поддерживала своего великовозрастного птенца, давно вставшего «на крыло». Если бы все матери поступали именно так.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.