Как написано в программке к спектаклю, идея осуществить постановку в сотрудничестве с Маэстро появилась несколько лет назад, когда в рамках фестиваля «Балтийский дом» была показана ретроспекция мюзикла Паулса «Сестра Кэрри». И вот год назад Раймонд Вольдемарович преподнес театру цикл новых песен, написанных, по его собственному признанию, «по мотивам» известной в исполнении Александра Малинина песни «Дай, Бог!». Дальнейшее развитие событий происходило исключительно благодаря напору Сергея Шуба, директора «Балтийского дома», который чуть ли не ежедневно названивал Маэстро в Латвию и уговаривал его совершить очередной творческий подвиг. «Подвиг», потому что все два с половиной часа пока на сцене идет действие, 75-летний Раймонд Паулс сам находится за роялем. Конечно, такой роскоши на рядовых показах спектакля «Возвращение в любовь» его создатели не обещают, но все три первых премьерных дня композитор самолично радовал публику неповторимой манерой игры. Причем Паулс, сидевший за инструментом на авансцене, фактически исполнял в постановке роль… самого себя. Ведь в спектакле, рассказывающем о поколении «шестидесятников» и хрущевской оттепели 60-х, несмотря на условность имен можно обнаружить намек на Евгения Евтушенко (молодого поэта играет Антон Харунжий, а его же в наши дни — Вадим Яковлев) или на Андрея Тарковского (Владимир Бойков). Тихий и талантливый латыш Янис (Андрей Кондратьев), фактически не расстающийся с контрабасом, вполне мог бы считаться «Раймондом Паулсом в молодости», да вот беда — по признанию самого Маэстро, его в Москве тех лет не было и близко, и заканчивал он вовсе не Московскую, а Рижскую консерваторию. Но вымысел в театре — святое дело, особенно, когда дело касается попыток воссоздать атмосферу определенного времени… Пусть и с поправкой на географию, но господин Паулс тоже принадлежит к поколению людей, всколыхнувших в далекие 60-е наши искусство, культуру и науку.
Фабулой истории «Возвращение в любовь» является посещение Никитой Хрущевым 1 декабря 1962 года художественной выставки в Манеже, поставившее крест на советском авангардизме, а заодно и на всех надеждах оттепели. Незадолго до этого события девушка-кондуктор Надя (Дария Михайлова) встретила молодого художника Илью (Александр Муравицкий), который привел ее в компанию своих друзей, таких же талантливых шалопаев, как и он сам. Дело не обошлось и без соперничества кавалеров: в Надю влюбился было тот самый поэт Женя, в котором при желании кто-то сможет угадать Евтушенко. Но после выставки в Манеже Илью, которому Надя была верна, сломили критические нападки в прессе, и недавние влюбленные расстались… В сюжет вплетены и полет Гагарина, и культовые вечера в Политехническом институте, и трагические события Пражской весны, когда наши танки вошли в столицу Чехословакии… Действие, согласно традициям мюзикла, перемежается музыкальными номерами, представленными как раз теми песнями, что родились из популярной «Дай, Бог». Исполняют их сами актеры, от которых композитор, репетировавший с ними спектакль, вовсе не требовал эстрадного профессионализма, однако остался доволен работой молодых. На совесть отработала оформление спектакля и художник Ирина Бируля, воссоздавшая в «Возвращении в любовь» мотивы декораций знаковой для Театра Ленинского Комсомола (так раньше назывался «Балтийский дом») постановки Геннадия Опоркова «С любимыми не расставайтесь». Однако вся поэтика так и «глохнет» на уровне намеков, параллелей и попыток взволновать аудиторию. Взволнованные люди среди публики, конечно, есть. Но молодежь в зале, уже не принадлежащая к ярым поклонникам Паулса и не умеющая проводить исторические параллели в связи со скромными представлениями как о самой истории, так и о духе того времени, больше недоумевает, чем восторгается. А спектакль задумывали-то скорее ради них…
Говорят, скоро Раймонду Паулсу найдут в «Возвращении в любовь» замену за роялем: не заставлять же Народного артиста и почетного доктора Латышской академии наук мотаться на каждый спектакль за полтысячи километров!.. Хотелось бы поверить, что спектакль от этого не пострадает, а «что-то легкое» из того светлого и одновременно трагичного времени, наконец, станет, хотя бы благодаря музыке талантливейшего композитора, интересным и понятным для молодых. И всего-то полвека прошло…
Комментарии (0)