Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Панорама ТВ. 11.11.2020
СМИ:

НЕТ, ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ ТРАДИЦИИ

Интеллигентному человеку можно неплохо провести время в нашем театре имени Комиссаржевской. Не на «Пьяных» же в БДТ ему идти — людей, не стоящих на ногах и поминутно сквернословящих он и так повидал достаточно, на своей улице. И на «Рождение Сталина» в Александрийском театре вряд ли его заманишь, какой-то герой там… не в петербургском вкусе, так скажем.

А вот театр имени Комиссаржевской, в просторечии «Комиссаржевка», прилежно учитывает интересы интеллигентной публики, в этом есть, конечно, и свои минусы (подлаживаться под любую публику вредно творческой свободе), но есть и очевидные плюсы. Прежде всего — в сохранении достоинства театра. Тихого достоинства традиционного театра, не собирающегося греметь, поражать и эпатировать. Именно в этом театре идет, к примеру, намеренно архаичный" Мизантроп" Мольера в постановке Г. Дитятковского — все пять действий без купюр, весь грандиозный авторский замок! Ну и что, у нас в городе полно — полно франкофонов, с нашими -то французскими школами. Аудитория еще не иссякла…

Недавняя премьера театра имени Комиссаржевской — «Анна в тропиках» Н. Круза в трактовке Александра Баргмана. Действие происходит вроде бы в далекой среде — на табачной фабрике в американском штате Флорида, где кубинские эмигранты вручную скручивают сигары. По давней традиции, для них нанимается специальный чтец, читающий им вслух романы. Ждут нового чтеца, и он прибывает, романтичный Хуан в черных кудрях, а с ним — книга для чтения. Про Анну Каренину. Наивные души героев входят в соприкосновение с романом Толстого и начинаются роковые процессы самоосознания, тревоги о том, правильно ли ты живешь, порывов в даль светлую и прочее. Конечно, это не про кубинских эмигрантов, это наш родной, типично петербургский, замороченный сновиденческий театр. Здесь отношения мужчин и женщин имеют свойства затяжной и сложной душевной игры, все несчастны, все прелестны, и на сцене будто сплетаются в клубок тонкие энергии и материи. Изготовление сигар вручную и чтение вслух огромных романов — традиция, кровно связанная с особым качеством жизни этих женщин и мужчин. Они не механические массовые кукла, они — личности, и Анна Каренина из заснеженной России для них — близкая , родная душа. Особенно для нервной, чуткой жены хозяина фабрики, Офелии (Анна Вартаньян). Но это особое качество жизни обречено, наступают другие времена, правда, их проводник Чече (Денис Пьянов), идеолог ликвидации скручивания сигар вручную и враг чтения вслух, и сам-то бедная крошка, обездоленная в любви. Да,из отвергнутой любви рождается самая лютая злоба! И вот уже роскошная пиковая дама Кармела, персонаж символический, ( Маргарита Бычкова) торжественным трагическим голосом провозглашает : «Конец традиции!» Ни чтения вслух, ни сигар вручную… Но эта обреченная «ручная жизнь», где все, от сигар до романов, делалось руками, была так прекрасна! Сказать, что «Анна в тропиках»- полнозвучная творческая победа, не берусь. Победой можно назвать «Сирано де Бержерака», постановку Александра Баргмана в театре «Мастерская», за которую он получил на днях «Золотой софит». Однако это достойный спектакль, что немало. Творческие победы не могут случаться у режиссера по четыре раза в году. А вот не терять достоинства, «держать марку», создавать нечто осмысленное — такое возможно. Некоторым удается.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.