Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

НЕСКАЗОЧНАЯ СКАЗКА

Евгения Шварца в нашем городе никогда не забывают. Вот и сейчас появились две премьеры: «Дракон» в Театре Комедии и «Обыкновенное чудо» в Театре Малыщицкого. Когда их смотришь подряд, становится ясно: «Чудо» — продолжение «Дракона». Это урок добра, любви, порядочности, который дает рыцарь Ланцелот — Шварц «воспитанникам» Дракона в 1954 году, когда выглянуло солнышко после мрака.

Режиссер Петр Шерешевский в своей версии пьесы старался уйти от сказочности, от красивости знаменитого фильма Марка Захарова. Сказка в Камерном театре пересекается с реальностью. Когда зритель входит в зал-комнату, он с удивлением видит в конце продолговатого помещения больничную кровать со спящей женщиной, капельницу. Разумеется, мы познакомимся с Хозяином-Волшебником, и он расскажет о своих волшебных шалостях, но параллельно со сказкой-рассказкой узнаем и про знакомство Хозяина и Хозяйки на вокзале, поступление Хозяина в Мухинское училище в 1990-е годы. Теперь Хозяйка тяжело заболела, и Волшебник старается ее утешить, излечить сказкой про любовь. Впрочем, любовь-то самая натуральная. Заботливый муж ухаживает за любимой женой. Долговязого, доброго, улыбчивого мужа играет Андрей Шимко, его мы знаем по спектаклям Александринского, Молодежного театров, Приюта комедианта. В Молодежном он играет Дон Кихота, и в шварцевском спектакле зритель встретит также Волшебника — Дон Кихота, по-детски наивного и мудрого.

Грань между жизнью и фантазией зыбкая. Мы смотрим на происходящее то сверху, то сбоку. На полу сценической площадки помещено большое окно (вернее, рама), а за окном — нарисованный типичный петербургский пейзаж. Символическое окно в большой мир. В какой-то момент Волшебник открывает створку окна и распластывается «в воздухе» (на полу), как бы летает. А можно балансировать на раме — так делает Принцесса (Юлия Шишова) при первом появлении — еще вчера девушка играла в классики, и вдруг впервые влюбилась. Можно подняться из подвала через то же окно подобно Королю (Ник Тихонов). Волшебник сочиняет сказку, используя фигуры знакомых. Вот и Король «вылепился» из приятеля-рыбака. Ветровка, красная вязаная шапочка. Выловил на наших глазах из окна сушеную воблу для рыбацкой закуси. Внешне прост, но за простотой скрывается королевских масштабов эгоизм. В то же время незадолго до финала на голове у Короля, придворных появляются вместо корон и прочих знаков отличия проволочные, колеблющиеся, хрупкие фигурки. Сказка все-таки. И спектакль тоже хрупкий.

Персонажи перетекают из будней в мечту и обратно. Кто такие Аманда и Оринтия (Надежда Черных и Наталья Вишня)? Фрейлины или медсестры, меняющие капельницу у постели Хозяйки (Иланны Некрасовой)? Похоже, в реальности жена Хозяина прикована к постели, но в сказке она активно вмешивается в действие, даже танцует. Прошлое перетекает в настоящее. Я смотрю на седого Трактирщика (Олег Попков), слушаю его рассказ о давней встрече с прекрасной Эмилией (Светлана Балыхина) — любовь к ней он пронес через всю жизнь — и вспоминаю молоденького лейтенанта, которого Попков играл в 1980 году в спектакле «Отпуск по ранению» (один из лучших спектаклей Малыщицкого). Верность учителю артист тоже пронес сквозь свою жизнь. В Трактирщике ощутим сдержанный драматизм и подлинное понимание любви как чувства грандиозного, не подвластного обстоятельствам.

Сегодняшнее «Обыкновенное чудо» на Восстания, 41 жестче, чем обычные постановки пьесы, приближено к современности и к зрителям. В программке процитированы слова основателя Театра: «Нет кулис, есть единое пространство для артистов и зрителей. Есть дом, открытый, в котором ждут близких людей». Да, это так. Когда жизнь и смерть персонажей протекает на расстоянии вытянутой руки, воспринимаешь события острее. Когда Волшебник обводит нас фонариком и говорит: «Вы все умрете» — невольно съеживаешься. И к наглому цинику министру-администратору (Антон Ксенев) мы не можем относиться спокойно, даже с симпатией, как к герою Андрея Миронова из фильма. Этот администратор в спортивном костюмчике, со своей мерзкой ухмылочкой, каждодневно портит нам жизнь. И нескладных подростков, совсем не картинных: Медведя (Алексей Бостон) и Принцессу мы встречаем на улице, в метро. Конечно, они найдут друг друга, преодолеют свои комплексы. Хочется верить: влюбленные не превратятся ни в Медведей, ни в Медведицу, ни в Драконов.

Чудеса на свете действительно происходят. Порукой тому существование Камерного театра Малыщицкого, живущего в труднейших условиях. В наш меркантильный век актеры, режиссер собираются в маленьком зале только из любви к театру. И эта любовь не может не передаваться публике. Внучка Шварца, сидевшая в зале, осталась довольна спектаклем. Почувствовала в нем истинно шварцевское чувство.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.