Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Зрительный ряд. 1-15.06.2011
СМИ:

НЕ СВОРАЧИВАЯ С ПУТИ

Комедия положений — жанр беспроигрышный. Обязательно найдется хотя бы пара-тройка этих самых положений, которые выстрелят в десятку. Кен Людвиг — драматург удачливый, покупаемый и популярный. «Примадонны», поставленные несколько лет назад в МХТ, вызвали неоднозначную оценку критики, но не могли пожаловаться на равнодушие (а главное — отсутствие) публики. Но если для детища Станиславского подобные опыты все еще остаются в категории экспериментов, то в «сердце веселящегося Петербурга», как окрестили БУФФ поклонники театра из интеллектуалов, пьесам Людвига быть по определению.

За постановку взялся Михаил Смирнов — блестящий актер и шоумен, давно и успешно оседлавший конферанс.

В качестве постановщика Смирнов — не новичок: поработал в родном театре вторым режиссером, в 2002-м дебютировал самостоятельным спектаклем «На глазах у женской береговой охраны» (по пьесе Пала Бекеша). Теперь вот «Примадонны» — презабавная история о двух актерах-неудачниках-авантюристах.

Прочитав объявление в газете, перебивающиеся «с хлеба на хлеб» представлениями по пьесам Шекспира Лео и Джек решили сыграть ва-банк: прикинуться потерянными племянниками умирающей миллионерши. С выбранного пути (а вы бы свернули, когда на кону два миллиона долларов?) их не в силах свернуть ни то, что за мужскими именами скрываются женщины, ни то, что одна из разыскиваемых дам — с рождения глухонемая. Далее — щедро приправленный уморительными гэгами коктейль из череды переодеваний, взаимных разоблачений и романтических объяснений.

Буффовская версия разыгрывается несколько небрежно, создается ощущение, будто актеры получили установку «не углубляться». Так бравый гусар, лениво перебирая гитарные струны, вполголоса напевает модный романс. Но именно поверхностная манера игры неожиданно позволяет уйти от прямых аналогий. Ведь кто только из мужчин в женские платья не рядился!

Тони Кертис и Джек Леммон в культовой картине Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки»), Дастин Хоффман в оскароносном «Тутси», тетушка Чарли из Бразилии — всех не перечесть. Для молодых актеров подобные сравнения в плюс не пойдут, и это тот самый случай, когда стилистика игры, напоминающая читку пьесы, срабатывает, как буфер. Особенно если принять во внимание, что Илья Кузнецов (Лео) от откровенных приветов Джозефине-Кертису удержаться не смог, и будь все «по-серьезному», происходящее на сцене смотрелось бы дурной цитатой.

Потрясающей красоты сценография (Алексей Уланов): все эти кружевные ставенки, модерновые стульчики, желто-сине-красная живопись на заднике — добавляет постановке очки и выполняет функцию второго буфера — не нравятся гэги, можно сфокусироваться на изящном балкончике или лике уорхоловской Мэрилин Монро. Тем более что и комедийные приемы весьма разного качества. Такое буквальное и прямолинейное «чудо», как обретение глухонемой дара речи, вызывает прямо-таки гомерический хохот. Напротив, обильные словесно-двигательные экзерсисы тети Флоренс (Александр Стекольников), той самой миллионерши, — недоумение и воспоминания о детсадовских утренниках.

Одна из самых убедительных работ — Андрей Лёвин в роли Джека. Молодому актеру нигде не отказало чувство меры. Счастливо избегнув искушения кого-либо из предшественников скопировать, Лёвин создал полностью самостоятельный образ и отнюдь не однозначный. Слишком нескладный, слишком совестливый, слишком романтичный, в решающие минуты Джек вдруг ловко перетягивает одеяло на себя — и уже его бойкий друг вынужден играть по чужим правилам.

Марина Титова (Мэг) на материале бесхитростной комедии продемонстрировала незаурядный дар лирической актрисы. Из глаз струились восторг и нежность, интонации подкупали естественностью и теплотой, движения — несуетностью. Апофеозом стал вокальный номер, исполненный с таким безупречным чувством стиля и владением голосовым аппаратом, что впору задуматься о полноценной сольной программе. Дмитрий Аверин в образе вертлявого и женственного Доктора в очередной раз продемонстрировал, как можно стоять на краю, но за край не скатываться…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.