Под занавес сезона Молодежный театр порадовал петербуржцев премьерой спектакля «Семья Сориано, или Итальянская комедия», поставленного Семеном Спиваком по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано».
Казалось бы, словосочетание «семейные ценности» давно и прочно укрепилось в общественном сознании (сменив советские штампы о «светлом будущем», «общественно-полезном труде», «коллективизме» и пр.), приобретая со временем неприятный привкус банальности. Ну кто, скажите на милость, будет спорить, что жениться — хорошо, рожать детей — прекрасно, а если еще и раз в неделю звонить родителям, заботиться о братьях и сестрах, дарить подарки племянникам на праздники?! О семье как незыблемой категории, вечной и непреходящей, толкуют нам все — от школьных учителей до голливудских звезд. Но вот парадокс: не обязательно даже включать телевизор, где непременно наткнешься на ток-шоу об абортах, педофилах, издевательствах над стариками, домашних скандалах и бытовом садизме — или, к примеру, на жутковатую социальную рекламу («Откажись от насилия!»)… достаточно заглянуть в ближайший супермаркет, и собственными глазами увидишь, как здоровенный детина с пивным пузом рявкает у кассы на молодую маму с ребенком — куда, мол, лезешь без очереди? И сразу ясно: что-то не то… Неблагополучно. Нехорошо.
Режиссер Семен Спивак — человек удивительный: играющий и переживающий, неподдельно обеспокоенный тем, что происходит в социуме, он никогда при этом не боялся показаться старомодным, даже сентиментальным; а театр его (и это признают все, включая недоброжелателей) всегда подкупал неподдельной искренностью. При этом все то, что рождается на сценах (ныне большой и малой) в Измайловском саду, имеет прежде всего театральный, а потом уж идеологический и социальный смыслы. Но никто не возразит: «Молодежка» — коллектив в самом хорошем смысле слова зрительский (что вовсе не означает заигрывания с публикой или голой конъюнктуры). А ставшие несомненными хитами «Касатка», «Священные чудовища» и «Три сестры» — лучшее подтверждение тому, что пресловутые ценности для художественного руководителя этого «театра-дома» — не пустой звук, а очевидная генеральная линия художественной политики.
Велик соблазн, размышляя о недавней премьере, начать с блестящих актерских работ — в первую очередь Натальи Сурковой (Филумена). Эта роль, явно выстраданная, продуманная и глубоко прожитая, тщательно отделанная и эмоционально наполненная, заслуживает отдельного театроведческого анализа: героиня, которую рисует актриса, меньше всего «итальянская дива», никакая не Софи Лорен из «Брака по-итальянски», инопланетно-прекрасное, априори исключительное существо вне быта и конкретики. Филумена Сурковой красива чарующей русской красотой — некрасовской, жаркой. Такая трактовка близка и понятна чуть ли не каждой сидящей в зале женщине; пластика, темперамент, даже размашистые «неаполитанские» жесты (пьеса обязывает!), интонации, даже домашний халат — все вызывает живую симпатию и теплое ощущение узнавания. Но спектакль называется «Семья Сориано», и это принципиально. Перед нами в течение трех с половиной часов (к слову, пролетающих незаметно) разворачивается история о том, как очень разные представители нескольких очень разных поколений (старшее — слуги, среднее — главная героиня и ее муж, младшее — сыновья и даже юная служанка) приходят к простой и понятной мысли: «Дети есть дети». Если и есть что-то важное в этой жизни, то это дом. С бельем, развешанным на веревках, трансляцией футбольного матча, чистыми полотенцами и успокоительным в стаканчике; с тарелками и пледами, перепалками и взаимными упреками. Подлинное — в этом, преходящее — с юной и прелестной любовницей (очаровательная Юлия Шубарева) в эротичном костюме медсестры. В семье — нормальная жизнь, и нормально, когда умный, ироничный, тонко чувствующий мужчина (Доменико Сориано — Сергей Барковский) в конце концов понимает это. Музыкальный этюд под условным названием «Очей прекрасных огонь я обожаю…» — и есть спонтанный миг прозрения; и для героя, и для зрителя, когда отец и сыновья в буквальном смысле «спелись». Как же много времени для этого понадобилось…
Художник Николай Слободяник возвел на сцене «карточный домик» шаткого семейного благополучия Филумены — ширмы, затянутые крапом, означающие стены, «украшенные» пустыми рамками (где фотографии предков?.. где домашний альбом?), а также крышу, подобно птичке-галочке, спускающуюся откуда-то с колосников, когда надежда героини обрести счастье вдруг приобретает реальные очертания. На заднике — огромное изображение Колизея, продублированное маленькой репродукцией над барной стойкой справа. Почему Рим? Наверное, потому, что с нами играют «в Италию», а не разыгрывают Италию. Возможно, потому, что «все пути ведут в Рим». И пусть финал дает основания для упреков в излишнем пафосе (кто увидит — поймет без слов), все же ясно: точка соприкосновения у Молодежного театра с сегодняшним залом есть и народная тропа сюда еще очень долго не зарастет. Дети есть дети.
Комментарии (0)