Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Петербургский театрал. № 3. Май 2017
СМИ:

МУЗЫКАЛЬНАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ

Благодаря спектаклю театра Музыкальной комедии «Кабаре для гурманов» за какие-то два часа реального времени вы побываете в Петербурге конца XIX века и Петрограде-Ленинграде 20-30-х годов ХХ столетия. И это будет не только исторический, музыкальный, стилистический, литературный, но и гастрономический экскурс в прошлое столетней давности.

Спектакль «Кабаре для гурманов», поставленный режиссером и хореографом Гали Абайдуловым, основан на музыке и… ресторанных меню. К началу ХХ века рестораны и ресторанчики Петербурга отличались друг от друга, как отличаются и люди — характером, определявшимся роскошью интерьеров, сословием посетителей и особой программой, делавшей заведение уникальным. Без вокальных номеров, скрипача или хотя бы тапёра тогда не обходилось ни одно питейно-кутейное местечко, а жанр кабаре относился к авангардным. Собрать музыкальные тому свидетельства удалось маэстро Андрею Алексееву. Литературную основу создал Игорь Коняев, соединивший в своем сценарии фрагменты произведений Антона Чехова и Николая Агнивцева, Владимира Маяковского и Александра Блока, Михаила Зощенко и Аркадия Аверченко, а также Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Герои, придуманные или срисованные с натуры этими литераторами, разделены в спектакле на… театральные амплуа. На сцене есть Гранд-кокет (сверхуверенная в себе дама, в которую с юмором преображается Елена Забродина или с блеском Татьяна Таранец), Инженю (в роли прелестной девушки, в силу возраста склонной к проделкам и переодеваниям, выступают Анастасия Лошакова, Мария Елизарова или Ольга Лозовая), блестящий красавец-мужчина Бонвиван (Антон Олейников или Владимир Садков), а также Простак — наивный и жизнерадостный юноша, в которого превращаются Иван Корытов, Роман Вокуев или Александр Леногов. На долю каждого носителя амплуа выпадает несколько абсолютно разных ролей. Тут и любовники, и завсегдатаи ресторанов, и официант, и беспризорник (по-отрочески задорный и естественный в исполнении Лошаковой), и милиционер, и приблатненная дама и другие, словно проявившиеся в предложенном зрителю старом ресторанном зеркале типы горожан.

В первой части спектакля герои путешествуют по ресторанам «серебряного века», а во второй — по аналогичным заведениям 20-30 годов прошлого столетия, когда от имперской роскоши не осталось и следа. Оба действия связал собой образ «черного Пьеро», избранный когда-то для своих выступлений Александром Вертинским. Пьеро (роль для Резонера) куда более достоверным получился в исполнении Игоря Шумаева, нежели играющего в параллель с ним Дмитрия Петрова. Но оба артиста удивительно близко к оригиналу на протяжении действия не раз исполняют ариеттку Вертинского «Прощальный ужин».

Декорация, придуманная художником Ириной Долговой, мобильна и универсальна. Она совмещает в себе узнаваемые текучие линии модерна в решетках балкончика, на котором играет «живой» оркестр под руководством самого Алексеева, и тщательно подобранные старые фотографии Петербурга-Петрограда, зачастую служащие фоном действию. Темно-красные драпировки одновременно обозначают оформление ресторанных залов и занавес сцены кабаре, обозначенной чередой ярких лампочек на уровне основания центральной балконной решетки.

Бережно собранный Андреем Алексеевым музыкальный материал объединяет произведения Монти, Симциса, Кобана, Борисова, Покрасса, Вертинского, Дунаевского, Фомина, Юранда, других авторов и даже народные песни в «блатном жанре». Сочетание исторической идеи, хорошей литературы, прекрасной музыки, цельного визуального ряда создают эффект сродни кэрролловскому — позволяют оказаться по ту сторону стекла времени. И стоит лишь оглянуться, чтобы понять, что прошлое все еще рядом с нами.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.