В Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии поставили оперетту Франца Легара «Граф Люксембург». Событие, без преувеличения, долгожданное: в последние годы количество премьер классических оперетт значительно сократилось, а «Граф Люксембург», кроме прочего, относится к партитурам, не столь «запетым», как, например, «Веселая вдова».
Предыдущая постановка состоялась пятьдесят с лишним лет назад, в январе 1960 года. В качестве режиссера выступил легендарный уже Виктор Окунцов, за дирижерским пультом стоял не менее легендарный Георгий Дониях. Рассказать об этом спектакле сегодня способны разве что немногочисленные рецензии и пожелтевшие фотографии, на одной из которых запечатлена феерически популярная в театральном Ленинграде той поры Зоя Рогозикова, на другой — кумир ленинградских меломанок Вячеслов Тимошин. «Берегите спектакль. Не обижайте Легара», — напутствовали постановщики труппу (программка с этой надписью хранится в архиве театра). Сценическая версия 2013-го оказалась достойной — Легара не обидели.
Режиссер-постановщик Игорь Коняев «сочинил» поведение персонажей, исходя из партитуры, что позволило актерам существовать на подмостках органично. Пение не довлело над сюжетными перипетиями, действие не рвалось, было ритмично под стать музыке. В Театре музыкальной комедии Коняев, сегодня — главный режиссер Рижского русского театра имени Михаила Чехова, не дебютант. Несколько лет назад он поставил здесь изумительный ретро-спектакль по оперетте Константина Листова «Севастопольский вальс», как и «Граф Люксембург», лишенный новаторства, но созданный с четким пониманием музыкального материала.
К числу несомненных достоинств спектакля относится проработка образов двух главных героинь. «Развести» их на сценической площадке в соответствии с волей композитора и либреттистов — задача не из легких, поскольку в опереттах Легара нет привычного для жанра чёткого (и обязательного) водораздела между амплуа «героини» и «субретки». Тем более, что на памяти нередкие нынче неудачные опыты по превращению программных кальмановских героинь в субреток, а субреток — в «недогероинь».
Жюльетта Екатерины Поповой не клиширует «главную» примадонну Анжель Дидье — Наталья Савченко, не становится ее уменьшенной копией. Ее героиня выстроена по иным лекалам, что позволяет ей находиться на равной, но словно бы параллельной высоте. У Поповой — великолепного качества полнозвучное сопрано и недюжинный дар острохарактерной актрисы, ее звездным часом (актерским и вокальным) была «Парижская жизнь» Оффенбаха в постановке Аттилы Береша. Получив роль в «Графе Люксембурге», артистка вновь оказалась задействована в материале, позволяющем ей выложиться по гамбургскому счету.
Анжель в меру надменна, картинно красива, ее подбородок неизменно поднят, а жест слегка манерен, как и должно быть у модной актрисы, притягивающей к себе вожделенным мужские взгляды. Жюльетта, напротив, неприкрыто чувственна, ее сексапильность почти на грани фола, но непостижимым образом, через нее проступает целомудренность. А еще Жюльетта — это колоратурный водопад голоса Екатерины Поповой. Наталья Савченко порадовала мягкостью, изысканностью вокальных пассажей, ровным звучанием теплого по тембру лирического сопрано.
Хороши и другие персонажи. Художник Бриссар — Антон Олейников — в меру богемен, в меру распутен; энергичная Клементина — Татьяна Васильева — «знойная женщина» с замашками гардемарина.
Рене Люксембург — молодой солист театра Федор Осипов — демонстрирует отличный тенор, но несколько вяловат в танцевальных номерах. Народный артист России (это тот самый случай, когда наличие почётного звания хочется подчеркнуть) Владимир Яковлев изображает сладострастного старика-князя в лучших традициях старого опереточного театра. Зритель заходится от смеха, а актер «поддает» гротеска — и престарелый аристократ, выделывая очередные коленца, с мертвой хваткой опытного интригана оттесняет молодого соперника.
Комментарии (0)