Учебный театр «На Моховой» все чаще радует. Причем не только энергетикой выходящих там студенческих спектаклей, но и качеством, которому завидуют старшие товарищи. Такова премьера студентов мастерской Юрия Красовского «Кысь» по мотивам одноименного романа Татьяны Толстой.
Согласия на инсценировку и постановку автор, кстати сказать, не давала. «Кысь» на Моховой выпустили на свой страх и риск. Трепеща, пригласили автора. Толстая вдруг снизошла и прибыла. А посмотрев спектакль, похвалила: никак не ожидала, дескать, что из моего текста можно сделать такое…
«Кысь» написан изящно, и студенты удивительным образом чувствуют язык и зрелый юмор. И это при том, что играть прозу и транслировать со сцены все ее нюансы и нервы на порядок сложнее, нежели драму, где в реплики заранее вложены подсказки для трактовки и оправдания. Поклон постановщику — преподавателю Театральной академии Михаилу Ильину, одному из педагогов курса Красовского, выучившему не одно поколение ярких петербургских артистов и режиссеров. Забавно, но исполнители всех ролей в «Кысе» словно иллюстрируют учебное пособие Ильина «Раскованность. Сосредоточенность. Контактность». Именно так, по пунктам оглавления, они и ведут себя на сцене, умудряясь быть собранными «в кулачок» и с ушками на макушке.
Взгляд цепляет троих. Хорош Иван Ефремов, исполнитель главной роли Бенедикта — юноши, что на наших глазах из мальчика превращается в зрелого мужчину. Пронзителен в роли диссидента Льва Львовича Григорий Чабан-младший, сын великолепного артиста Александра Чабана, ушедшего из жизни в 2005 году. Отлично смотрится студентка из Финляндии Вилма Путро. Прирожденный комик, она создает яркий образ «великого Федора Кузьмича», именем которого назван вымышленный столичный город. Самодержца, выскочку, напоминающего одновременно и Ленина и гофманского Крошку Цахеса, финка весело делает ярким и карикатурным.
Как положено старательной учебной работе, спектакль демонстрирует максимум умений и навыков, полученных студентами к четвертому и пятому курсам театрального вуза. Тут и множественные перестановки, во время которых легко сбиться (но не сбиваются), и освоение всех выходов и люков, и музицирование, и песнопения по голосам, и хороводы с драками.
Спектакль сложен, слажен и целен. В нем множество планов, смыслов и нюансов. Здесь наслаждаешься тем, как люди работают. И ходить бы, смотреть и пересматривать, кабы не проблематика, которую поднимают. Милейшие молодые люди со всем своим природным обаянием и очаровательной непосредственностью говорят с публикой об очень трудных и мудрых вещах: о политике и гражданском самосознании. И о конеце света, которого многие ощутимо опасаются, ибо он наступает не физически, не в форме киношной катастрофы, а в наших с вами головах, как разруха по Булгакову.
Охватить все, что есть в этом «Кысе», невозможно: не позволяет газетный объем. Делать подробный разбор тоже не стоит: премьера только что вылупилась, будет еще выстраиваться, утрясаться, гнуться в разные стороны и вибрировать. Однако нельзя не отметить, что в городской афише появился отменный образец, родился очень хороший спектакль, даром что студенческий.
Комментарии (0)