Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ СТРАХОВОГО АГЕНТА

В Камерном театре Малыщицкого «тряхнули стариной»: режиссер Валентин Левицкий поставил спектакль по пьесе, написанной на основе сюжета фильма полувековой давности. По словам Левицкого, «Квартира» привлекла его актуальной и сегодня темой нравственного выбора, историей маленького человека и большого Поступка.

…«Расстояние от Земли до Луны составляет 238 900 миль», — сообщает девушка с ярко-синим шейным платочком, перед началом спектакля провожая взятых под локоток зрителей на места. Как стюардесса. Интересно, а как выглядели бы стюардессы межпланетных космических кораблей? В 1960-х их представляли, наверное, так: красивые молодые женщины в униформе. Как лифтерши в солидных корпорациях. Ведь лифт тоже уносится вверх… Так выглядит и главная героиня спектакля, Мисс Кью, в которую влюблен герой, Мистер Уай. Тема космоса как устремления вверх, поближе к карьерным высотам, волнует и Мистера Уай, прозванного коллегами Дружище. Поводом для прозвища является не дружба, а безропотная уступчивость героя: он просто предоставляет свою квартиру для чужих свиданий. За это ему обещают обеспечить продвижение по карьерной лестнице. Но Уай не карьерист, скорее бесхребетный человечек, которому из-за любвеобильных коллег вечно приходится, то мокнуть под дождем, то ночевать на улице, то даже опаздывать на работу…

Случай — Бог-изобретатель, заметил Пушкин. Этим и воспользовались создатели современной версии старой рождественской истории. Разные слова складываются из одних и тех же букв. Вот и в пьесе Марии Левицкой все герои именуются просто буквами английского алфавита. И перемешиваются режиссером хаотично и быстро. Особенно в первом действии. Во втором история замедляется противу ожиданий зрителя, требующего динамичного развития сюжета. Но режиссер словно говорит: «Спокойствие, только спокойствие! Наслаждайтесь персонажами!». И наслаждение вам будет обеспечено. Обаятельный мерзавец Мистер Ди, обольщающий офисных девиц, в точном, уверенном и энергичном исполнении Андрея Шимко. Сами шикарные девицы (Юлия Шишова и Евгения Яхонтова). Клерки, готовые делать ставки на развитие отношений Дружище и Фрэн — их ярко и иронично играют Виктор Гахов и Александр Худяков. Уморительная Докторша (Ольга Богданова) и ее циничный добряк супруг (Андрей Балашов). Брутальный зять Фрэн, ну, чисто герой ковбойских фильмов (Антон Падерин). Забавная и органичная Яна Кривуля в роли Миссис Экс, жены застрявшего в кубинской тюрьме жокея (живая, характерная сцена с ней не нарушает лирического настроя спектакля, а лишь оттеняет его). И сами герои, как на картине Шагала парящие в небесах своих внезапных чувств…

Дружище или Мистер Уай в исполнении Ника Тихонова — чаплиновский маленький человек, заблудившийся в мегаполисе. Этакий нью-йоркский Женя Лукашин. Но без девушки, друзей и мамы, подающей салат на тарелке из семейного сервиза. У него есть только надоевший офис страховой компании и крошечная квартирка-клетка, в которой он заперт как космонавт в полете. Метафора квартиры/лифта/клетки как космического корабля — удачная идея режиссера Валентина Левицкого. Неуклюжий Дружище неловко ухаживает за лифтершей Мисс Френ Кью (Надежда Черных), и Ник Тихонов тонко и точно, не комикуя и не добавляя лишних красок, играет застенчивого недотепу, лучшим качеством которого является ненужная никому искренность…

Дуэт Ника Тихонова и Надежды Черных создает трогательную пару героев. Френ — тоже одиночка, провинциальная девчонка в большом городе. В машинистки не взяли, только лифтершей: симпатичная мордашка, очаровательная фигурка. Добросердечная и бесхитростная, влюбленная в босса. Найдется ли место под солнцем большой корпорации, возносящей сотрудников на лифте успеха, двум невинным душам — Кью и Уай? Или «ледяная синева» успеха — миф, безжизненная пустота, в которую чуть не шагнула бедняжка Фрэн?..

Создали «ледяную синеву», да и все оформление спектакля сценограф Надежда Лопардина, художник Софья Бодиловская, технолог Сергей Баранов и мастер по свету Юрий Соколов. На центрально расположенной сценической площадке возвышается лишь разборная сетчатая клетка, периодически распадающаяся на четыре фрагмента. Разнесенные силами актеров по разным сторонам зрительного зала фрагменты задают нужные интерьеры офиса или города/космоса, в котором «летит» ракета-клетка. В камерном пространстве театра раздаются то переговоры центра управления полетами на мысе Канаверал, то (будто кто-то бездумно крутит ручку поиска на радиоприемнике) музыкальные отрывки «не из нашей жизни». Несмотря на то, Левицкий известен как «спец» по авангардной режиссуре и удачливый постановщик пьес абсурдиста Беккета, спектакль, получился простой и невинный, «без проказ». Сентиментальная голливудская история пересказана Марией Левицкой для современного, стосковавшегося по простым историям зрителя настолько безупречно, что превратить в трагедию сказку, где даже любовная сцена решена как музыкальный диалог, невозможно и немыслимо.

Удастся ли спектаклю, пока еще временами распадающемуся, как и имена его героев, на отдельные буквы-сцены, сложиться в одно слово? Поживем — увидим, говорила мама Жени Лукашина. Ирония судьбы часто поднимает нас в небо, чтобы все круто изменить. И недотепа Дружище вдруг совершит Поступок. Потому что когда есть ради чего жить и кого защищать, Поступки становятся важнее букв и слов. Так было вчера и сегодня, будет завтра. Любовь обладает свойством вселять надежду…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.