Театр музыкальной комедии, смело экспериментирующий в последние годы с жанрами, режиссерами и приглашенными звездами, представил на суд публики незаслуженно забытую оперетту австрийского композитора ральфа бенацки «аксель у врат небесных» («аксель у врат рая»). в процессе полной переработки фатально устаревшего либретто опус бенацки обрел название «голливудская дива» и «довесок» в виде музыки композитора и дирижера бродвейских шоу адриана верума.
Но оперетта Бенацки — не просто одно из многочисленных сочинений сверхпопулярного в свое время композитора. Волею судеб она оказалась связана с ослепительной красавицей, королевой мелодрамы, шведской актрисой Царой Леандер, вошедшей в историю как звезда кино «Третьего рейха». Именно Леандер получила в 1936 году приглашение известного актера и режиссера Макса Ханзена сыграть роль кинодивы в оперетте «Аксель у врат рая». И именно с расчетом на волнующее контральто великолепной шведки Бенацки написал три песни «Во мне живет глубокая тоска», «Я стою под дождем» и «Йес, сэр», которые актриса сделала настоящими шлягерами. Сам спектакль на сцене венского театра Ан дер Вин прошел с выдающимся успехом, а по следам сценической версии будущий киноклассик Дуглас Сёрк снял художественный фильм «К новым берегам». «Я никогда не была актрисой и не пыталась выдавать себя за актрису, — написала Леандер в своих мемуарах. — Участие в фильмах я всегда рассматривала только как повод, чтобы спеть свои песни».
Ну а если обратиться к нынешней постановке, уже с первых тактов можно констатировать, что одна уже музыка Бенацки является отличным «поводом» для возрождения его детища на подмостках музыкальных театров. Она мелодична, упоительна, пестрит знакомыми ритмами и повествует о чем-то несказанно прекрасном, далеком и почти забытом. Афишу вполне можно дополнить строкой «Золотому веку Голливуда посвящается…», и ни на йоту не погрешить против истины.
«Голливудская дива» — спектакль атмосферно-меланхоличный, детально проработанный и заставляющий вспомнить милую сердцу киноклассику — «42 улицу» от Ллойда Бэкона и «Встреть меня в Сент-Луисе» от Винсента Миннелли. Режиссер-постановщик Корнелиус Балтус, хореограф Деннис Каллахан и сценограф Кентаур окунаются «с головой» в прошлое, воспроизводя эстетику этого самого прошлого без лубочной умильности, словно печатая фотографию с чудом сохранившегося негатива.
Лика Рулла (Глория Миллс) — не похожа на Цару Леандр, но в ней есть «порода» и природа, позволяющая выходить на сцену в образе голливудской дивы, тот самый «манок», без которого изображение звезды будет пародийно-неубедительным. Высоко поднятый подбородок, прямая спина, умеренная холодность, скрытая чувственность — такой Глория предстает впервые и такой остается на протяжении всего действия. Рулла выплескивает эмоции строго дозировано, в ее Глории нет необузданной истеричности, скорее усталость, раздражение, не мешающие оставаться сильной и не роняющие достоинство. Её альт звучит свободно, становится продолжением слова, а каждая возникающая в процессе пения эмоция транслируется через интонацию; звук то темнеет, то звучит ярче, демонстрируя палитру ощущений и отношения. Это очень хорошая актерская работа: Рулле удалось избежать поверхностной стилизации и выкристаллизовать образ высокой степени достоверности.
Другая интересная работа — Илья Викторов в роли репортера Акселя Свифта. Актер с заводной энергетикой, незаурядным обаянием, как и Рулла, существующий на пересечении оперетты, мюзикла и музыкальной комедии. А ещё это актер, чрезвычайно органично «вписывающийся» в Театр музыкальной комедии в его сегодняшней ипостаси, и хочется верить, что его сотрудничество с петербургским театром не ограничится «Голливудской дивой».
В спектакле много очаровательных, пусть и не всегда блещущих оригинальностью, находок и слаженность актерского ансамбля, не часто встречающаяся и при игре стационарных трупп. И наконец-то подобного рода проект вывел на сцену артистов Театра музыкальной комедии. Александр Байрон с большим достоинством и «правдой жизни» создал образ кинопродюсера Сесиля МакСкотта; Екатерина Попова в отсутствии партии для своей прекрасно выработанной колоратуры появилась в гротескной роли Мисс Браун, секретарши МакСкотта и сыграла ее очень симпатично. Выразительными стали выходы Антона Олейникова в крошечных ролях режиссера Уильямса и инспектора Мортона. Ожидаемо блистал в образах Старика-статиста и судьи Ирвинга Апфельбаума любимец петербургской публики Владимир Яковлев. Полнокровное, сочное сопрано и недюжинный темперамент продемонстрировала удостоившаяся шумной овации зала Агата Вавилова (Дайна, горничная Глории).
Полагаю, что определенная часть публики ждала от Балтуса что-то а-ля «Бал вампиров», пусть и в голливудских реалиях, но все же, и осталась разочарована. Но «Бал вампиров», к сожалению или к счастью, нельзя «заточить» на бесконечную историю, как кинофильм «Сумерки». Да и, как показывает практика, то, что делается «а-ля», нередко становится пародией на самое себя. Но отсутствие вампиров и прочих инфернальных персонажей никоим образом не умаляет новый проект театра, напротив, свидетельствует о высоте планки, которую удалось не только взять, но и удерживать.
Комментарии (0)