Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Семейный капитал. 30.06.2016
СМИ:

«ИГРАЙТЕ, И БУДЬТЕ ВЫ ПРОКЛЯТЫ!»

Спектакль «Игра в джин» — не просто рядовая премьера театра «На Литейном», а бенефис народной артистки России Татьяны Ткач, приуроченный к 45-летию ее работы в родном театре.

Для бенефиса актера или актрисы «со стажем» пьеса американца Дональда Ли Кобурна, получившая в конце 70-х Пулитцеровскую премию по литературе, хороша необыкновенно. В пьесе всего два героя — это пожилые люди, он и она, Фонсия и Веллер, никому не нужные, одинокие, прожившие жизнь. Они встречаются в казенном учреждении и с трудом ладят друг с другом. Но выхода, как и близких душ, у них нет как нет, и вот, начав однажды игру в джин, они вновь и вновь сходятся за картами в дни, когда к другим обитателям дома престарелых приходят посетители. Так они коротают время и рассказывают друг другу о себе…

Главное в этой нехитрой истории, которую уже сорок лет с удовольствием берут на вооружение театры во всех частях света, отнюдь не сюжет: похожих на него можно еще с десяток найти в отечественной и зарубежной драматургии. Вот, хотя бы арбузовская «Старомодная комедия» или «Уступи место завтрашнему дню» Виньи Дельмар — пьеса, известная, благодаря знаменитому спектаклю «Дальше — тишина» театра им. Моссовета с участием Ростислава Плятта и Фаины Раневской. Главное, что определяет успех спектаклей по таким пьесам — актерское их исполнение. Достаточно назвать имена хотя бы нескольких отечественных актеров, в разное время игравших Фонсию и Веллера в постановках по «Игре», чтобы понять желанность этих ролей для профессионалов высокого класса и уровень некоторых, вошедших в историю театра спектаклей. Играли эти роли Эмма Попова и Евгений Лебедев, Татьяна Карпова и Владимир Самойлов, играют Лия Ахеджакова и Валентин Гафт. Создавали эти постановки Товстоногов, Яшин, Волчек, заставлявшие своих героев страдать от азарта, преображаться от любви или даже забывать о возрасте… Но опасность сравнения с «высшим пилотажем» не отпугивает и сегодня режиссеров от пьесы «Игра в джин», еще одной особенностью которой является открытый финал, дающий шанс героям и простор фантазии постановщикам.

Режиссер Игорь Драка в театре «На Литейном» не мудрствует лукаво. Он не ставит перед Татьяной Ткач и Сергеем Кошониным задачи акцентуировать характеры их персонажей, как было в спектакле БДТ, не заставляет героев внешне эволюционировать в процессе отношений, как уже было на сцене театра им. В.В. Маяковского. Здесь Фонсия и Веллер даже не столь стары, как в «Современнике»… Да, они — пожилые, но вовсе не махнувшие на себя рукой люди, и их проблема — вовсе не немощная старость, погибающая в невыносимых условиях. Их проблема — они сами.

Психологи утверждают, что азартные игры, прежде чем пагубно повлиять на человека, выявляют его характер. Вот и здесь карты выявляют натуру героев. Фонсия вступает в игру с надеждой обрести компанию (потому и к своим хроническим выигрышам она относится равнодушно), а вот Веллер — с единственной надеждой выиграть и только выиграть у своего соперника, пол которого его и не очень-то волнует. Они разные эти мужчина и женщина, и конфликт, кажется, налицо. Кошонин лепит своего героя абсолютным дуболомом, ценящим «Плейбой», куда больше, чем чувство такта и воспитание. В жизни, похоже, этот сквернослов движется лишь «по прямой» и общение для него — проблема, из чего и проистекают все его неурядицы. Этот Веллер, кажется, не стыдится ничего кроме отсутствия средств… Да и Фонсия-Ткач, старается выглядеть «на миллион долларов» (художник Анна Лаврова), хотя и страдает от одиночества. Конфликт оказывается не внешним, а внутренним: Веллер никогда не пытался выглядеть лучше, чем он есть, а Фонсия потратила на это занятие всю жизнь. Теперь же игра в джин становится тренингом, который учит Фонсию и Веллера на склоне дней быть собой. Ведь если ты прикидываешься кем-то другим, то и счастье может тебя не узнать…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.