Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЕЩЕ ОДНА ЧАЙКА

Образованная публика, конечно же, знает, что первая постановка чеховской «Чайки» на сцене Александринского театра провалилась. Премьера, состоявшаяся 17 октября 1896 года, ознаменовалась громким скандалом. В чем, собственно, было дело, установить так и не удалось. То ли маститый режиссер Евтихий Карпов оказался бездарным, то ли актеры ничего не поняли, то ли публика оказалась не готовой к пресловутым новым формам.

Когда пишут о «Чайке», обычно цитируют письмо Чехова Суворину: «Комедия, три женские роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Из этого списка в постановке Максима Фомина в «Мастерской» наличествуют две женские роли, две мужских и разговоры. Собственно спектакль начинается с тех самых разгромных рецензий на «Чайку», из которых видно, что нравы в 1896 году были жестокие, и в наше время такие откровенные грубости в адрес драматурга и актеров можно встретить разве только в социальных сетях.

Очевидно, что на автора, постановщика и актеров обрушился мощнейший «пиар-удар», кампания, раздавившая не только основных действующих лиц этой истории, но и всех сочувствовавших. Например, говорят, что Суворин заранее заготовил положительный отзыв, но под давлением обстановки опубликовал заметку, констатирующую провал «Чайки».

Легенда о том, что Чехов якобы сбежал со спектакля, опровергается свидетельствами многих заслуживающих уважения людей, среди которых актер Ю. М. Юрьев. Но все равно принято считать, что сбежал. Вообще история о том, как «Чайку» «реабилитировали», а для этого сторонники Чехова предприняли опять же целую кампанию, вполне современный случай из учебника по Reputation Management (управление репутацией). И кампания эта была проведена блестяще, к моменту премьеры спектакля МХТ, произошедшей в декабре 1898 года, почва для восприятия была подготовлена.

Спектакль театра «Мастерская» отсылает нас к злополучной премьере в Александринке уже с программки, которая как бы нарисована поверх исторической. И спектакль, собственно, представляет собой остроумную попытку с помощью новых форм разобраться, чем же не угодили зрителю новые формы. Действие, а точнее — разговор, происходит в пространстве «черного кабинета», а чеховский текст превращен режиссером в материал для вербатима — документального театра, где тексты основаны на интервью реальных людей. На черном заднике иногда проецируются крупным планом лица актеров (прием, свойственный документальному кино), проецируется текст злополучной пьесы Треплева о мировой душе, чтобы в общих чертах напомнить зрителю контекст, но главное — работает таймер, как бы отсчитывая длительность записи на пленке.

Действие начинается с провала дачного спектакля в имении Аркадиной. Так как монологи-интервью действующих лиц документального театра обращены просто в пространство, персонажи спектакля не нуждаются в партнере-собеседнике. Знаменитые слова о непростых отношениях с матерью и ее сложном характере, которые Треплев (Андрей Емельянов) произносит у Чехова в разговоре с ее братом Сориным, обращены к залу, и залу же неопытная актриса Нина Заречная (Вера Латышева) рассказывает о своем волнении.

Не важно, как звучат слова пьесы Треплева, потому что они абстрактны, а значит, не имеют значения для формата вербатима, так что легендарного спектакля в спектакле мы не увидим, он звучит где-то в наушниках, надетых на голову Нины. По этому принципу «значимо — не значимо» сверстан и весь спектакль. Имеют значение слова о профессии писателя, о настоящей литературе и коммерческой, о невозможности и неумении выразить себя, о неумении сломать опостылевший порядок вещей и, наоборот, умении вписаться в этот порядок наилучшим образом. Имеют значение вовремя произнесенные «правильные» слова, имеют значение ритуалы. Реплику Аркадиной, обращенную к Тригорину: «Мой прекрасный, дивный… Ты, последняя страница моей жизни! Моя радость, моя гордость, мое блаженство…» — актриса (Екатерина Гороховская) произносит с усталым безразличием человека, который знает, что будет дальше. Так же как Тригорин, роль которого сыграл сам режиссер (Максим Фомин), все твердит о своей рыбалке.

Рассказчики вслушиваются и всматриваются в зрительный зал, зажигают там свет, даже присоединяются к зрителям, пытаясь определить, ловят ли те «сигнал». И да, безусловно, они его ловят, эта слегка «дистиллированная» «Чайка» дает возможность и просто понять обстоятельства, и, возможно, наложить поверх что-то свое, глубоко личное.

И только задачу одушевить пресловутые слова о «людях, львах, орлах и куропатках» режиссер все-таки берет на себя. Добившись своего ценой жертв, с высоты своего такого неоднозначного, но все же счастья, Нина произносит этот текст как монолог об одиночестве, который логически завершает череду откровений персонажей. Константин Гаврилович Треплев все-таки стреляется, как и написано у Чехова, факт, зафиксированный в бесстрастной документальной манере.

Почти 120 лет назад публика возмущалась, что в «Чайке» нет положительных и отрицательных героев. Потом пьесу ставили множество раз множество режиссеров, используя именно эту амбивалентность и невероятную «гибкость» созданных Чеховым персонажей. А вот еще вариант: они могут быть просто людьми.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.