В Петербурге театрализованным представлением впервые отметили День великого русского писателя. Не сразу и догадаешься, что все эти фантомы — персонажи из произведений Федора Достоевского, которых выразительно сыграли актеры театра DryStone.
В субботу 3 июля на домах в Кузнечном переулке появились вывески с названиями магазинов с буквой «ъ», прогуливались дамы в пышных платьях, зазывали покупателей девки-коробейницы. Милиционеры смешались с рыночными торговцами в белых фартуках и сошедшими с пьедесталов персонажами из романа «Преступление и наказание». Раздавались трубные звуки, бой барабанов.
Зрители, в том числе и иностранцы, смотрели во все глаза на ожившую достоевщину и радостно запечатлевали картинки на фотомыльницы. Что там говорить — День Достоевского, задуманный комитетом по культуре и претворенный в жизнь режиссером Александром Баргманом при живейшем участии заместителя директора Музея Достоевского Веры Бирон, вполне может стать ежегодным городским праздником. И при этом дать фору такому довольно искусственному начинанию, как карнавал на Невском.
У брандмауэра на уровне второго-третьего этажа был сооружен помост — своеобразная театральная сцена. Там появились гроб и виселица, сновали личности с мертвецки белыми лицами, одетые не по сегодняшней моде — картузы, бушлаты, сапоги, галифе. Девушки с печальным и отстраненным выражением в глазах… Все они выстроились в очередь к господину с бородой в клетчатых брюках (Достоевский — актер Павел Семченко), который выдал каждому по стопке книг. Благодарно брали и… начинали вырывать из книг страницу за страницей, разжигая настоящий костер в цинковых ведрах.
Еще один Достоевский (не без помощи актера Сергея Барковского) пил чай на балконе дома № 5 по Кузнечному переулку (тут писатель жил, а теперь располагается его музей). С нескрываемым удовольствием Федор Михайлович наблюдал за народом и разыгранными сценками у рынка, подтверждая тем самым собственный постулат, вывешенный на балконных перилах: «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить». Макар Девушкин, князь Мышкин, Сонечка Мармеладова, Амалия Ивановна, Родион Раскольников, Рогожин, раздвоившийся Голядкин (актеры самых разных театров Петербурга) — самые что ни на есть живые — выясняли отношения между собой, задавали вопросы толпе.
Отвлекшись от представления, прохожие могли и сами включиться в лицедейство — пообщаться непосредственно с людьми той эпохи (актерами театра «Битком»), почитать четверостишия, которыми баловался Федор Михайлович, послушать шарманку, посмотреть выступления петрушек, подписать томик у «самого» Достоевского. А вечером самые истые театралы стали свидетелями возникающих миражей Достоевского в спектакле «Метафизика Петербурга», разыгранном ФМД-Театром в Музее писателя.
Сонечка — самая открытая, добрая и честная героиня «Преступления и наказания», будто просила прощения у Бога за свои прегрешения. И отпускала грехи всем, кто готов был раскаяться.
Городом полусумасшедших называл некогда Петербург Достоевский, и это определение, кажется, не устарело и сегодня, объясняя, почему в этом городе так много мистики. Родион Раскольников, сам того не ведая, дал начало новому празднику — именно в этот день, 3 июля 1865 года, Федор Достоевский начал писать свой роман «Преступление и наказание».
Сонечка Мармеладова и ее подружка — из девиц легкого поведения — с удовольствием раздавали автографы на титульных листах томиков Достоевского.
Было ощущение, что Федор Михайлович (актер Сергей Барковский) на самом деле ожил и вышел на балкон посмотреть, что же это творится в его родном городе.
Комментарии (0)