Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

АДИН ПРО ВСЕХ

«Балтийский дом» открыл «Документальную сцену»

Театр-фестиваль «Балтийский дом» открыл в своей «91-й комнате» молодежную экспериментальную площадку «Петербургская документальная сцена. CПб. Live». Дебютную работу этого проекта, спектакль «Адин», сыгранный главным образом участниками «Этюд-театра», смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

«Адин», в данном случае, не имя, а число. Один. Именно так и ощущают в городе себя большинство героев этого спектакля. А само это слово звучит из уст витального, самодовольного, наивного и опасающегося выходить ночью на улицу гастарбайтера. Своих персонажей выпускники мастерской Вениамина Фильштинского, объединившиеся в «Этюд-театр», искали среди реальных обитателей Петербурга. Работа эта началась в октябре прошлого года, в рамках мастер-класса «Невский проспект — Ржевка», который провел на фестивале «Балтийский дом» московский «Театр.doc». Мастер-класс понадобился, потому что в Петербурге жанр «вербатим», ведущий свое название от первых компьютерных дискет, которыми сейчас уже никто и не пользуется, оказался все еще не освоен.

«Петербургская документальная сцена» попытается этот пробел закрыть. Спектакль, давший старт проекту, в меняющихся эскизных вариантах и под разными названиями уже показывали публике. И не только в Петербурге — в марте 2011 года он участвовал и в московской программе фестиваля «Маска Плюс». Герои спектакля — анонимные петербургские маргиналы и обыватели. И не только молодые двадцатилетние, но и те, кому за семьдесят. Хотя на старте «Ржевки» предполагалось понять, как и чем живут в спальных районах Петербурга те, кто родились в самом начале 90-х.

Перед началом спектакля организаторы проекта говорили о том, что видят свою «Документальную сцену» менее политизированной, нежели московский «Театр.dос» и пытаются просто создать портрет современного Петербурга. Но вышла скорее серия портретов, мастерских актерских наблюдений за простыми горожанами — наблюдений сочувственных, остроумных, далеко не комплиментарных. Своего рода современные физиологические очерки о тех, кого полтора века назад назвали бы «бедными людьми», «униженными и оскорбленными».

Студенты театральных вузов приучены к таким наблюдениям еще c ученической скамьи. И в спектакле «Адин» привычное театральное мастерство превзошло документальный театр. Хотя хрупкая девушка с ксилофоном маркирует героев как «социальный объект номер такой», социологического исследования театр как раз не ведет — материал здесь собран, но не обработан. А в лучших своих образцах документальный театр это не только сцена, но и форма публицистики. Вот как раз по этой части «Адин» хромает.

Cоциальный срез Петербурга, при всем разнообразии и узнаваемости городских типажей, кажется далеко не репрезентативным. Тема исследований обозначена широко и объемно, вплоть до полного исчезновения. Авторы спектакля не столько исследуют некую проблему, сколько наслаждаются возможностью сыграть реальных своих современников. И надо отдать им должное, делают это точно, тонко и ярко. Но острые и политически откровенные вещи, к примеру, о негативном отношении к «Единой России», здесь если и звучат, то из уст городских сумасшедших.

И вместе с тем, если рассматривать этот спектакль как документ, как современное архивирование живого города, то свидетельство получается страшное. Петербург выходит городом очень несчастливых и часто малообразованных людей. Но еще большой нелепостью выглядит здесь программная «жизнь с улыбкой» позитивной и гламурной студентки. Заканчивается спектакль довольно жестко — мечтой гастарбайтера получить гражданство Финляндии. Потому что жить в недружелюбном Петербурге холодно и страшно. Жестокий и прекрасный город, как говорит в спектакле полубезумная анонимная служащая Русского музея, устраивающая форменную истерику из-за «неправильного цвета тюльпанов» у Михайловского замка и содержащая дома кошачий приют. Согласно этому документу, со времен Достоевского в Петербурге мало что изменилось.

Впрочем, уже в следующих своих спектаклях «Документальная сцена», похоже, готова уйти от художественных обобщений и стать ближе к театральной журналистике. Собираются сделать серию исследований современных молодежных движений и субкультур.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.