Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

А НА НЕВСКОМ ТАКАЯ СТОИТ КУТЕРЬМА…

Современное театральное искусство, похоже, развивается в сторону неприкрытого цинизма, пошлого эпатажа и весьма искусственных ценностей. И тем ценнее возможность посмотреть лёгкий трогательный спектакль о простых людях, их переживаниях и душевных исканиях. Ничего удивительного — доброты нам не хватает, и в искусстве в том числе. В этом смысле Театр на Васильевском сделал петербуржцам подарок — чудесный спектакль «Последний троллейбус».

Постановка основана на произведениях Александра Моисеевича Володина, в частности, на его известной пьесе «Пять вечеров», которая поставлена во многих театрах России, в том числе и в Молодёжном театре на Фонтанке. Ежегодно в Санкт-Петербурге в память А.М. Володина проводится театральный фестиваль «Пять вечеров», в рамках которого зрители имеют возможность увидеть спектакли театров разных городов России.

Как видно из названия, действие постановки происходит в дороге — в последнем троллейбусе праздничного дня — 9 мая. В 1965 году, спустя двадцать лет, генеральный секретарь Л.И. Брежнев вернул этот праздник народу, благодаря чему снова начали проводиться парады, а небо городов-героев окрашивали разноцветные огоньки салютов.А за окном троллейбуса — Невский, Гостиный Двор, площадь Александра Невского, Московский вокзал, площадь Труда. Многострадальный город Ленинград, который, как и положено настоящему мужчине, отмечен шрамами от осколков вражеских снарядов.

Перед нами простые люди — водитель троллейбуса Катя, красавица-кондуктор Тамара и Илья, её любовь из прошлой жизни. На их судьбах отразились ужасы войны, причем война мужчинами и женщинами эмоционально воспринимается по-разному — одни уходят, а другие ждут. Не зря же существует прекрасная фраза: «У войны не женское лицо». И сложно сказать, кому из них требуется больше мужества и внутренней силы. «Вот видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена» — сказала Тамара Илье, когда провожала его на фронт и не смогла проронить ни слезинки. Но он не вернулся к ней, растворившись в круговороте жизни. И вот, в Ленинграде, случайно встречает её, чудом успев на последний троллейбус. Женщины с лёгкой грустью говорят о том, как быстро мужчины забывают о любви.

Прошло ночное торжество.

Забыты шутки и проделки.

На кухне вымыты тарелки.

Никто не помнит ничего.

Б.Л. Пастернак.

Хотелось бы отметить отлично актёрскую работу — все персонажи получились настоящими и живыми. Артём Цыпин (Илья) отлично справляется со сложными характерными ролями, стоит вспомнить хотя бы циничного и практичного старшего сына из «Русского варенья» или набожного лакея Луку из «Водевилей». Он же выступил и режиссёром постановки, которая наполнена человечностью и добротой. Пора уже выделить особую форму театрального искусства — театр с человеческим лицом.

Фоном спектакля звучат песни Булата Окуджавы, одного из ведущих исполнителей авторской песни в СССР и России. Музыка хоть и воспроизводится в записи, но подобрана идеально: вероятно, потому, что олицетворяет светлый период в истории нашей страны — шестидесятые годы, время расцвета искусства и науки.

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.

По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.

Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, —

две холодных звезды — голубых моих судьбы

За замечательный петербургский спектакль «Последний троллейбус» хочется сказать создателям спасибо. Искренности не бывает слишком много.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.