Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ, Я РОДИОН

    «Преступление и наказание. Часть 1». По роману Ф. М. Достоевского.
    Один театр (Краснодар).
    Режиссер Арсений Фогелев, художник Константин Соловьев.

    Наше отношение к феномену зависит от выбранных нами координат. Так и Пушкин когда-то говорил, утверждая постклассицистическую эстетику: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным».

    Первую часть «Преступления и наказания» в Одном театре нельзя судить по платоновской дихотомии идеального и получившегося или же по ее упрощенной версии: вот книга, а вот по ней спектакль. Закон этого спектакля скорее бахтинский: диалогизм. Творческая группа (кроме режиссера у постановки есть худрук, а еще несколько сорежиссеров, этакое шекспировское многоголосье) вступает в диалог с текстом: реплики порой разнородны и неупорядоченны, но живость разговора подкупает.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ФАБРИКА ВРЕМЕНИ

    «Стражи музея».
    Социально-художественный театр.
    Коллективное сочинение по произведениям И. Зартайской.

    Театральному музею повезло с людьми. Ирина Зартайская — детский писатель и сотрудница музея — написала небольшие сказочные истории о смотрителях и посетителях, а Социально-художественный театр сочинил из них пьесу и поставил спектакль о театральных атрибутах и людях замысловатых профессий: художниках, бутафорах, костюмерах, театральных смотрителях, которые всегда существуют немного за кадром зрительского внимания.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДИСКО-ШАР, ЗАПЛАТКИ И КУКЛА ВУДУ

    O XI Областном семинаре-лаборатории театральной молодежи в Екатеринбурге

    В апреле в екатеринбургском Доме актера прошел XI Семинар-лаборатория театральной молодежи «Эскизы», организованный Свердловским отделением СТД РФ. «Эскизы» — уникальный уральский опыт: в проекте участвуют молодые актеры из профессиональных и любительских коллективов всей Свердловской области. Придумал проект Михаил Сафронов — генеральный директор Свердловской музкомедии, секретарь СТД, — его не стало в 2019 году, но «Эскизы» продолжают жить. Второй год лаборатория проводится в Доме актера, а раньше всех педагогов и участников увозили на неделю на природу, в санаторий в живописном месте — организаторы надеются вскоре вернуться к выездной практике.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИЗНЬ И СУДЬБА

    «Снился мне сад». Спектакль по песням В. Козина.
    Лысьвенский театр драмы имени А. Савина.
    Режиссер Дмитрий Касимов.

    В Лысьвенском театре драмы имени А. Савина появился спектакль «Снился мне сад» по песням Вадима Козина. Автор литературной композиции и режиссер — Дмитрий Касимов. В роли «опального Орфея», как называли Козина многие годы, — артист Михаил Тихомиров. Авторы спектакля очень скромно определили его жанр: спектакль по песням. Тринадцать романсов и песен Козина звучат в исполнении Тихомирова. Но это ни в коем случае не спектакль-концерт. Главное в нем — и жизнь, и судьба. Жизнь Вадима Козина, а судьба и его, и многих художников, не вписывавшихся в законы сталинского режима. После спектакля думаешь не только о прославленном лирическом теноре, народном кумире, чьи песни звучали из каждого граммофона, а потом раз — и перестали звучать. Почему? Ну, в нашей стране не принято было задавать таких вопросов. Перестали — и все. Думаешь и о забытых поэтах, и о неизвестных писателях, строки которых вернулись к нам во всеми проклятые девяностые годы. Думаешь о забвении, которому были преданы все те, кто, по выражению Андрея Вознесенского, «не умеет хором».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТ ЧЕГО СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ?

    «Каштанка». По мотивам рассказа А. П. Чехова.
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер и автор инсценировки Иван Комаров, художник Юлия Ветрова.

    В прошлом сезоне Иван Комаров поставил на сцене Няганского ТЮЗа спектакль-концерт «Цехъ поэтовъ» по поэзии Серебряного века. В нынешнем — обратился к рассказу Чехова «Каштанка», но вывел действие далеко за пределы сюжета первоисточника.

    На то, что кроме хрестоматийного рассказа зрителя ждет и что-то еще, сразу намекает программка, в которой наравне с Каштанкой, Жоржем, Лукой Александровичем значатся, например, Ирина Николаевна Аркадина и неизвестный персонаж с именем Каша. Действие спектакля начинается при общем свете (художник по свету Максим Бирюков), на сцене — гримерный столик, вешалка с костюмами. Актер Ильнур Мусин готовится к выходу: накладывает грим, надевает костюм, парик, закрепляет гарнитуру. Попутно он разговаривает со зрителями, спрашивая, кто и что помнит про чеховский рассказ и его героев. А заодно рассказывает о задумке режиссера, показывает фотографии, стоящие на гримерном столике, на них — Любимов, Товстоногов, Жолдак, Гончаров. В общем, быстро становится понятно, что смотреть мы будем не только про судьбу потерявшейся собаки, но и про Чехова, и про театр вообще.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И СНИТСЯ ЧУДНЫЙ СОН

    «Гроза». А. Н. Островский.
    Омский академический театр драмы в рамках V Международного фестиваля LOFT в Театре на Васильевском.
    Режиссер Галина Зальцман, сценография и костюмы Лилии Хисматуллиной.

    В «сказочке» Галины Зальцман по драме Островского Катерина Кабанова действительно немножечко попала в сон Татьяны Лариной.

    Здесь есть и «дрожащий, гибельный мосток» — планшет сцены покрывают узкие деревянные настилы над еле заметной кромкой воды, а также громоздкие плоские камни. Крестообразно выстроенные помосты — ограниченное место обитания героев, впрочем, не сковывающее их определенными траекториями.

    И «большой, взъерошенный медведь» — он промелькнет в толпе в первой сцене, а по ходу спектакля в образе «косматого лакея» Катерине будут являться и Борис, и Тихон.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ ПЕПЛОМ И АЛМАЗОМ

    «Графит». В. Горлинский.
    Урал Опера Балет и Дом культуры «ГЭС-2».
    Хореограф Антон Пимонов, художник по костюмам Елена Трубецкова,
    художник по свету Константин Бинкин.

    С самого момента открытия в 2021 году Дома культуры «ГЭС-2» в нем уделялось большое внимание танцевальным проектам. Одним из главных направлений работы стали мировые премьеры, когда современным композиторам заказывается музыка и с ней создается танцевальный спектакль. В конце 2022 года в «ГЭС-2» выпустили «Озеро» композитора Антона Светличного и хореографа Альбины Вахитовой. Спектакль был показан несколько раз при участии музицирующего композитора, затем возобновлялся в 2023-м, каким-то образом закрепившись в афише, хотя, как и у многих других проектов Дома культуры, у «Озера» могло и не быть повторов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТВЕДАТЬ БОРЩА И УСПОКОИТЬСЯ

    «Гоголь. Портрет». Эстер Бол. По мотивам повести Николая Гоголя.
    Рижский русский театр им. М. Чехова.
    Режиссер Юрий Бутусов, сценограф и художник по костюмам Марюс Някрошюс.

    Рассказ о громоздком и затейливом спектакле «Гоголь. Портрет» Юрия Бутусова стоит начать с непреложных фактов. К произведению Гоголя (пьесу по мотивам гоголевской повести написала Эстер Бол, она же Ася Волошина) он имеет более чем опосредованное отношение, я бы сказала, почти не имеет. Многие зрители после первого акта уходят, а оставшиеся в финале после третьего акта устраивают настоящую овацию. И, конечно, этот самый финал! Не менее десяти минут один из героев просто готовит борщ, медленно нарезая капусту, морковь, свеклу и забрасывая их в дымящуюся кастрюлю. Все это время (перформанс, чистой воды перформанс!) на авансцене корчится от боли художник. Успокоится он, только отведав аппетитное блюдо, предварительно щедро сдобренное сметаной. И как тут свести концы с концами? Почти невозможно. Но попробуем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЯЧЕСЛАВУ САМОДУРОВУ — 50. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

    Свой первый солидный юбилей отмечает ведущий хореограф страны — Вячеслав Самодуров. Официально — заслуженный деятель искусств России, лауреат множества премий и конкурсов, в том числе премий губернатора Свердловской области и Правительства России. И хотя глобально подводить итоги, пожалуй, еще рано, есть весомый повод как минимум для набросков к портрету.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРУГОМ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА ДАЛЕКИМ МОРЕМ ЛЕЖАЛ МИР...

    «Наводнение». Е. Замятин.
    Вологодский театр кукол.
    Режиссер Анна Коонен, художник Александра Громова.

    В рассказе Евгения Замятина «Наводнение» главное не на поверхности. Оно не в бытовом сюжете (муж с удочеренной сироткой-подростком изменяет жене, а та убивает юную разлучницу) и даже не в природных стихиях (в рассказе дано реальное, одно из самых крупных в истории Петербурга, наводнение 1924 года). В спектакле Анны Коонен, поставленном на сцене Вологодского театра кукол, емко и образно схвачено то, что в рассказе Замятина таится в материях невидимых, тонких, исследующих скрытую природу человека, общие законы мироздания, которым эта природа подчинена.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПТИЦЫ ПОЮТ, БУДТО НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ

    «Биография из леса». По мотивам романа Ф. Зальтена «Бэмби».
    Тюменский большой драматический театр.
    Режиссер Владислав Тутак, художник Марина Завьялова.

    «Биография из леса» — спектакль Владислава Тутака в Тюменском большом драматическом театре по пьесе Клавы Ильиной. Пьеса — по мотивам романа Феликса Зальтена «Бэмби». Создатели спектакля намеренно отстраиваются от привычного восприятия Бэмби — потому в названии нет имени. Эта работа — скорее мифопоэтическое полотно: невозможно красивое и острое, тяжелое, полное отсылок и аллюзий.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ГРИША — НЕ ЕДА»

    О XXI Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    Фестиваль «Арлекин», как и всегда, соединял различные темы и способы общения с подростками и детьми. Образовательная программа «Театр, где играют дети» сменила лекционную часть, где «Гид по современной драматургии для детей и подростков» соседствовал с презентациями Няганского ТЮЗа и проектов «Театр в театральном музее» и «Театральный проект 27», спектакли которых были представлены в программе. А пьесы на читках конкурса «Маленькая Ремарка» логично дополняли спектакли, большая часть которых затрагивала проблемные зоны общения внутри семьи, школы или компании сверстников.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НА ДЕРЕВНЮ, ДОДИНУ

    Дорогой Лев Абрамович!

    У Вас сегодня юбилей, 80. С днем рождения!

    Так получилось, что последние месяцы я не расстаюсь с Вами. Правда, где Вы сейчас — не знаю, но все равно не расстаюсь, потому что еще не смонтирована до конца выставка в Театральном музее «Лев Додин: жизнь человека», готовя и сочиняя которую я перебрала сотни фотографий, пересмотрела пару десятков спектаклей и десятки часов Ваших репетиций. Совсем не ожидала столько веселья. Особенно мне нравится, как Вы показываете Лизе Боярской млеющую и впадающую в девичий полуобморок Катерину Ивановну при первой встрече с Митей Карамазовым, а также как танцуете вальс на репетициях «Гамлета». Ну, еще как Ксюша Раппопорт орет на Вас, когда Вы — ее сын Гамлет)

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ ОСТОРОЖНО, БЕЗ ЗРИТЕЛЯ...

    О режиссерской лаборатории Театра Наций в Магнитогорске

    Режиссерская лаборатория за более чем двадцатилетнюю свою историю (в 2003 году Олег Лоевский провел первую, в Екатеринбургском ТЮЗе) зарекомендовала себя как очень полезный и удобный инструмент поиска для конкретного театра новых пьес, новых режиссеров.

    Лаборатория — возможность творческого эксперимента. Причем эксперимента с минимальным риском. За 5–7 дней интенсивных репетиций создается эскиз возможного будущего спектакля, и театру становится понятно, стоит ли продолжать работу над ним и включать в свой репертуар. Важное влияние на это решение оказывает обязательное зрительское обсуждение после показа, отклик потенциального зрителя будущей премьеры.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ МЕЛАНХОЛИИ

    «Стеклянный зверинец». Т. Уильямс.
    Санкт-Петербургский театр «Мастерская».
    Режиссер Дмитрий Хохлов, художник Елизавета Мирошникова.

    Репертуар театра «Мастерская» в последнее время начал пополняться спектаклями выпускников режиссерского курса Г. М. Козлова. Один из них — «Стеклянный зверинец» Дмитрия Хохлова.

    В театральном арсенале молодого режиссера помимо премьеры в «Мастерской» еще три спектакля: «ЧВЗК, или Как Аня папу в райцентр везла» (СХТ), «Что-то из Толстого» (театр «Курт»), «Ворованный воздух» (на площадке «Городского театра»). Постепенно начинает проявляться и его режиссерский почерк: Дмитрий Хохлов вдумчиво выбирает материал, берется за сложные, многослойные пьесы и ловко театрализует их, создавая яркую, красивую картинку.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • Я/МЫ ИВАН ДМИТРИЧ ГРОМОВ

    «Палата № 6». А. П. Чехов.
    МДТ — Театр Европы.
    Пьеса и постановка Льва Додина. Художник Александр Боровский.

    Чехов писал «Палату № 6» в 1892 холерном году после возвращения с Сахалина — из крупнейшей общероссийской тюрьмы.

    Тюремно-каторжные и холерные впечатления оказались безнадежно созвучными и сложились в общее — в картину запущенной, заросшей крапивой и лебедой уездной больницы, которая — та же тюрьма. «В прошлом году голод, теперь страх. Жизнь берет много от народа, но что она дает ему? Говорят: борись! Но стоит ли игра свеч?»

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • IN CLOWN WE TRUST

    В Москве прошла Вторая лаборатория новой клоунады

    Что делать музам, когда пушки говорят и говорят который год? Один из ответов, каким бы уязвимым он ни был, каким бы спорным ни казался, — попробовать продолжить заниматься своим делом, не пытаясь уже быть расслышанными всеми. Дай Бог, если услышит тот, кто находится рядом. В конце концов, наши дети (раскованные, реактивные и вполне готовые к любому диалогу) вырастают здесь и сейчас — и кто знает, как они справятся с ближайшим будущим без положенной им по возрасту прививки смеха.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕТСТВО — ЭТО НАВСЕГДА

    О лаборатории «Литейная перспектива. Дети» в Театре на Литейном

    В Театре на Литейном в этом, юбилейном для него, году богатый на лаборатории сезон. Первая — «Литейная перспектива» (куратор Олег Лоевский), прошедшая в декабре 2023-го, осмысляла репертуар театра, накопленный за его 115-летнюю историю. Вторая, получившая название «Литейная перспектива. Дети», как не трудно догадаться, посвящена детской аудитории. Художественный руководитель — директор театра Сергей Морозов и театровед Мария Сизова предложили режиссерам поработать с российскими авторскими сказками.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • А НЕЛЬКИН ВЫШЕЛ В ДАМКИ

    «Свадьба Кречинского». А. В. Сухово-Кобылин.
    Ростовский молодежный театр.
    Режиссер Дамир Салимзянов, художник Алексей Паненков, художник по свету Денис Солнцев.

    Жанр спектакля определен как «игра по-крупному», и она изобретательна и многообразна: тут и трюки, и крутой замес авантюрной комедии, и буффонада, и россыпь гэгов, и водевильный нахлест на вполне драматичную ситуацию... Площадка, на которой разворачивается игра, сначала напоминает обнаженными конструкциями не до конца подготовленную сцену под представление. Потом задник задрапируется похожим на театральный занавес полотном с разрезами для входа и выхода. Диковинные светильники придадут пространству жилой вид, а когда оно будет отдано под квартиру Кречинского, полотно искусством света обнаружит свою прозрачность, и тенями поплывут на нем бабочки, птицы и звезды. Светильники загорятся алым пламенем, все эффектно засверкает и закружится. Это Кречинский пускает пыль в глаза посетившим его гостям. А в сцене разоблачения шулера полотно опадет, и беспросветная чернота всего происходящего станет очевидной до буквальности.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОВРАГ ЗАСОРА КАК МЕСТО ПАМЯТИ

    О лаборатории «Вятского автора — на сцену!» в Кировском театре кукол им. А. Н. Афанасьева

    Лаборатория «Вятского автора — на сцену!» в Кировском театре кукол появилась по инициативе двух театральных людей — Андрея Антонова и Дениса Смирнова, которые обратились к директору с просьбой устроить читки пьес. Директор Елена Николаевна Одинцова и главный режиссер театра Елизавета Гордеева решили провести лабораторию и пригласили режиссеров и художников.

    Читать дальше | Комментарии (1)