
-
«Преступление и наказание. Часть 1». По роману Ф. М. Достоевского.
Один театр (Краснодар).
Режиссер Арсений Фогелев, художник Константин Соловьев.Наше отношение к феномену зависит от выбранных нами координат. Так и Пушкин когда-то говорил, утверждая постклассицистическую эстетику: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным».
Первую часть «Преступления и наказания» в Одном театре нельзя судить по платоновской дихотомии идеального и получившегося или же по ее упрощенной версии: вот книга, а вот по ней спектакль. Закон этого спектакля скорее бахтинский: диалогизм. Творческая группа (кроме режиссера у постановки есть худрук, а еще несколько сорежиссеров, этакое шекспировское многоголосье) вступает в диалог с текстом: реплики порой разнородны и неупорядоченны, но живость разговора подкупает.
-
«Стражи музея».
Социально-художественный театр.
Коллективное сочинение по произведениям И. Зартайской.Театральному музею повезло с людьми. Ирина Зартайская — детский писатель и сотрудница музея — написала небольшие сказочные истории о смотрителях и посетителях, а Социально-художественный театр сочинил из них пьесу и поставил спектакль о театральных атрибутах и людях замысловатых профессий: художниках, бутафорах, костюмерах, театральных смотрителях, которые всегда существуют немного за кадром зрительского внимания.
-
O XI Областном семинаре-лаборатории театральной молодежи в Екатеринбурге
В апреле в екатеринбургском Доме актера прошел XI Семинар-лаборатория театральной молодежи «Эскизы», организованный Свердловским отделением СТД РФ. «Эскизы» — уникальный уральский опыт: в проекте участвуют молодые актеры из профессиональных и любительских коллективов всей Свердловской области. Придумал проект Михаил Сафронов — генеральный директор Свердловской музкомедии, секретарь СТД, — его не стало в 2019 году, но «Эскизы» продолжают жить. Второй год лаборатория проводится в Доме актера, а раньше всех педагогов и участников увозили на неделю на природу, в санаторий в живописном месте — организаторы надеются вскоре вернуться к выездной практике.
-
«Снился мне сад». Спектакль по песням В. Козина.
Лысьвенский театр драмы имени А. Савина.
Режиссер Дмитрий Касимов.В Лысьвенском театре драмы имени А. Савина появился спектакль «Снился мне сад» по песням Вадима Козина. Автор литературной композиции и режиссер — Дмитрий Касимов. В роли «опального Орфея», как называли Козина многие годы, — артист Михаил Тихомиров. Авторы спектакля очень скромно определили его жанр: спектакль по песням. Тринадцать романсов и песен Козина звучат в исполнении Тихомирова. Но это ни в коем случае не спектакль-концерт. Главное в нем — и жизнь, и судьба. Жизнь Вадима Козина, а судьба и его, и многих художников, не вписывавшихся в законы сталинского режима. После спектакля думаешь не только о прославленном лирическом теноре, народном кумире, чьи песни звучали из каждого граммофона, а потом раз — и перестали звучать. Почему? Ну, в нашей стране не принято было задавать таких вопросов. Перестали — и все. Думаешь и о забытых поэтах, и о неизвестных писателях, строки которых вернулись к нам во всеми проклятые девяностые годы. Думаешь о забвении, которому были преданы все те, кто, по выражению Андрея Вознесенского, «не умеет хором».
-
«Каштанка». По мотивам рассказа А. П. Чехова.
Няганский ТЮЗ.
Режиссер и автор инсценировки Иван Комаров, художник Юлия Ветрова.В прошлом сезоне Иван Комаров поставил на сцене Няганского ТЮЗа спектакль-концерт «Цехъ поэтовъ» по поэзии Серебряного века. В нынешнем — обратился к рассказу Чехова «Каштанка», но вывел действие далеко за пределы сюжета первоисточника.
На то, что кроме хрестоматийного рассказа зрителя ждет и что-то еще, сразу намекает программка, в которой наравне с Каштанкой, Жоржем, Лукой Александровичем значатся, например, Ирина Николаевна Аркадина и неизвестный персонаж с именем Каша. Действие спектакля начинается при общем свете (художник по свету Максим Бирюков), на сцене — гримерный столик, вешалка с костюмами. Актер Ильнур Мусин готовится к выходу: накладывает грим, надевает костюм, парик, закрепляет гарнитуру. Попутно он разговаривает со зрителями, спрашивая, кто и что помнит про чеховский рассказ и его героев. А заодно рассказывает о задумке режиссера, показывает фотографии, стоящие на гримерном столике, на них — Любимов, Товстоногов, Жолдак, Гончаров. В общем, быстро становится понятно, что смотреть мы будем не только про судьбу потерявшейся собаки, но и про Чехова, и про театр вообще.
-
«Гроза». А. Н. Островский.
Омский академический театр драмы в рамках V Международного фестиваля LOFT в Театре на Васильевском.
Режиссер Галина Зальцман, сценография и костюмы Лилии Хисматуллиной.В «сказочке» Галины Зальцман по драме Островского Катерина Кабанова действительно немножечко попала в сон Татьяны Лариной.
Здесь есть и «дрожащий, гибельный мосток» — планшет сцены покрывают узкие деревянные настилы над еле заметной кромкой воды, а также громоздкие плоские камни. Крестообразно выстроенные помосты — ограниченное место обитания героев, впрочем, не сковывающее их определенными траекториями.
И «большой, взъерошенный медведь» — он промелькнет в толпе в первой сцене, а по ходу спектакля в образе «косматого лакея» Катерине будут являться и Борис, и Тихон.
-
«Графит». В. Горлинский.
Урал Опера Балет и Дом культуры «ГЭС-2».
Хореограф Антон Пимонов, художник по костюмам Елена Трубецкова,
художник по свету Константин Бинкин.С самого момента открытия в 2021 году Дома культуры «ГЭС-2» в нем уделялось большое внимание танцевальным проектам. Одним из главных направлений работы стали мировые премьеры, когда современным композиторам заказывается музыка и с ней создается танцевальный спектакль. В конце 2022 года в «ГЭС-2» выпустили «Озеро» композитора Антона Светличного и хореографа Альбины Вахитовой. Спектакль был показан несколько раз при участии музицирующего композитора, затем возобновлялся в 2023-м, каким-то образом закрепившись в афише, хотя, как и у многих других проектов Дома культуры, у «Озера» могло и не быть повторов.
-
«Гоголь. Портрет». Эстер Бол. По мотивам повести Николая Гоголя.
Рижский русский театр им. М. Чехова.
Режиссер Юрий Бутусов, сценограф и художник по костюмам Марюс Някрошюс.Рассказ о громоздком и затейливом спектакле «Гоголь. Портрет» Юрия Бутусова стоит начать с непреложных фактов. К произведению Гоголя (пьесу по мотивам гоголевской повести написала Эстер Бол, она же Ася Волошина) он имеет более чем опосредованное отношение, я бы сказала, почти не имеет. Многие зрители после первого акта уходят, а оставшиеся в финале после третьего акта устраивают настоящую овацию. И, конечно, этот самый финал! Не менее десяти минут один из героев просто готовит борщ, медленно нарезая капусту, морковь, свеклу и забрасывая их в дымящуюся кастрюлю. Все это время (перформанс, чистой воды перформанс!) на авансцене корчится от боли художник. Успокоится он, только отведав аппетитное блюдо, предварительно щедро сдобренное сметаной. И как тут свести концы с концами? Почти невозможно. Но попробуем.
-
Свой первый солидный юбилей отмечает ведущий хореограф страны — Вячеслав Самодуров. Официально — заслуженный деятель искусств России, лауреат множества премий и конкурсов, в том числе премий губернатора Свердловской области и Правительства России. И хотя глобально подводить итоги, пожалуй, еще рано, есть весомый повод как минимум для набросков к портрету.
-
«Наводнение». Е. Замятин.
Вологодский театр кукол.
Режиссер Анна Коонен, художник Александра Громова.В рассказе Евгения Замятина «Наводнение» главное не на поверхности. Оно не в бытовом сюжете (муж с удочеренной сироткой-подростком изменяет жене, а та убивает юную разлучницу) и даже не в природных стихиях (в рассказе дано реальное, одно из самых крупных в истории Петербурга, наводнение 1924 года). В спектакле Анны Коонен, поставленном на сцене Вологодского театра кукол, емко и образно схвачено то, что в рассказе Замятина таится в материях невидимых, тонких, исследующих скрытую природу человека, общие законы мироздания, которым эта природа подчинена.
-
«Биография из леса». По мотивам романа Ф. Зальтена «Бэмби».
Тюменский большой драматический театр.
Режиссер Владислав Тутак, художник Марина Завьялова.«Биография из леса» — спектакль Владислава Тутака в Тюменском большом драматическом театре по пьесе Клавы Ильиной. Пьеса — по мотивам романа Феликса Зальтена «Бэмби». Создатели спектакля намеренно отстраиваются от привычного восприятия Бэмби — потому в названии нет имени. Эта работа — скорее мифопоэтическое полотно: невозможно красивое и острое, тяжелое, полное отсылок и аллюзий.
-
О XXI Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
Фестиваль «Арлекин», как и всегда, соединял различные темы и способы общения с подростками и детьми. Образовательная программа «Театр, где играют дети» сменила лекционную часть, где «Гид по современной драматургии для детей и подростков» соседствовал с презентациями Няганского ТЮЗа и проектов «Театр в театральном музее» и «Театральный проект 27», спектакли которых были представлены в программе. А пьесы на читках конкурса «Маленькая Ремарка» логично дополняли спектакли, большая часть которых затрагивала проблемные зоны общения внутри семьи, школы или компании сверстников.
-
Дорогой Лев Абрамович!
У Вас сегодня юбилей, 80. С днем рождения!
Так получилось, что последние месяцы я не расстаюсь с Вами. Правда, где Вы сейчас — не знаю, но все равно не расстаюсь, потому что еще не смонтирована до конца выставка в Театральном музее «Лев Додин: жизнь человека», готовя и сочиняя которую я перебрала сотни фотографий, пересмотрела пару десятков спектаклей и десятки часов Ваших репетиций. Совсем не ожидала столько веселья. Особенно мне нравится, как Вы показываете Лизе Боярской млеющую и впадающую в девичий полуобморок Катерину Ивановну при первой встрече с Митей Карамазовым, а также как танцуете вальс на репетициях «Гамлета». Ну, еще как Ксюша Раппопорт орет на Вас, когда Вы — ее сын Гамлет)
-
О режиссерской лаборатории Театра Наций в Магнитогорске
Режиссерская лаборатория за более чем двадцатилетнюю свою историю (в 2003 году Олег Лоевский провел первую, в Екатеринбургском ТЮЗе) зарекомендовала себя как очень полезный и удобный инструмент поиска для конкретного театра новых пьес, новых режиссеров.
Лаборатория — возможность творческого эксперимента. Причем эксперимента с минимальным риском. За 5–7 дней интенсивных репетиций создается эскиз возможного будущего спектакля, и театру становится понятно, стоит ли продолжать работу над ним и включать в свой репертуар. Важное влияние на это решение оказывает обязательное зрительское обсуждение после показа, отклик потенциального зрителя будущей премьеры.
-
«Стеклянный зверинец». Т. Уильямс.
Санкт-Петербургский театр «Мастерская».
Режиссер Дмитрий Хохлов, художник Елизавета Мирошникова.Репертуар театра «Мастерская» в последнее время начал пополняться спектаклями выпускников режиссерского курса Г. М. Козлова. Один из них — «Стеклянный зверинец» Дмитрия Хохлова.
В театральном арсенале молодого режиссера помимо премьеры в «Мастерской» еще три спектакля: «ЧВЗК, или Как Аня папу в райцентр везла» (СХТ), «Что-то из Толстого» (театр «Курт»), «Ворованный воздух» (на площадке «Городского театра»). Постепенно начинает проявляться и его режиссерский почерк: Дмитрий Хохлов вдумчиво выбирает материал, берется за сложные, многослойные пьесы и ловко театрализует их, создавая яркую, красивую картинку.
-
«Палата № 6». А. П. Чехов.
МДТ — Театр Европы.
Пьеса и постановка Льва Додина. Художник Александр Боровский.Чехов писал «Палату № 6» в 1892 холерном году после возвращения с Сахалина — из крупнейшей общероссийской тюрьмы.
Тюремно-каторжные и холерные впечатления оказались безнадежно созвучными и сложились в общее — в картину запущенной, заросшей крапивой и лебедой уездной больницы, которая — та же тюрьма. «В прошлом году голод, теперь страх. Жизнь берет много от народа, но что она дает ему? Говорят: борись! Но стоит ли игра свеч?»
-
В Москве прошла Вторая лаборатория новой клоунады
Что делать музам, когда пушки говорят и говорят который год? Один из ответов, каким бы уязвимым он ни был, каким бы спорным ни казался, — попробовать продолжить заниматься своим делом, не пытаясь уже быть расслышанными всеми. Дай Бог, если услышит тот, кто находится рядом. В конце концов, наши дети (раскованные, реактивные и вполне готовые к любому диалогу) вырастают здесь и сейчас — и кто знает, как они справятся с ближайшим будущим без положенной им по возрасту прививки смеха.
-
О лаборатории «Литейная перспектива. Дети» в Театре на Литейном
В Театре на Литейном в этом, юбилейном для него, году богатый на лаборатории сезон. Первая — «Литейная перспектива» (куратор Олег Лоевский), прошедшая в декабре 2023-го, осмысляла репертуар театра, накопленный за его 115-летнюю историю. Вторая, получившая название «Литейная перспектива. Дети», как не трудно догадаться, посвящена детской аудитории. Художественный руководитель — директор театра Сергей Морозов и театровед Мария Сизова предложили режиссерам поработать с российскими авторскими сказками.
-
«Свадьба Кречинского». А. В. Сухово-Кобылин.
Ростовский молодежный театр.
Режиссер Дамир Салимзянов, художник Алексей Паненков, художник по свету Денис Солнцев.Жанр спектакля определен как «игра по-крупному», и она изобретательна и многообразна: тут и трюки, и крутой замес авантюрной комедии, и буффонада, и россыпь гэгов, и водевильный нахлест на вполне драматичную ситуацию... Площадка, на которой разворачивается игра, сначала напоминает обнаженными конструкциями не до конца подготовленную сцену под представление. Потом задник задрапируется похожим на театральный занавес полотном с разрезами для входа и выхода. Диковинные светильники придадут пространству жилой вид, а когда оно будет отдано под квартиру Кречинского, полотно искусством света обнаружит свою прозрачность, и тенями поплывут на нем бабочки, птицы и звезды. Светильники загорятся алым пламенем, все эффектно засверкает и закружится. Это Кречинский пускает пыль в глаза посетившим его гостям. А в сцене разоблачения шулера полотно опадет, и беспросветная чернота всего происходящего станет очевидной до буквальности.
-
О лаборатории «Вятского автора — на сцену!» в Кировском театре кукол им. А. Н. Афанасьева
Лаборатория «Вятского автора — на сцену!» в Кировском театре кукол появилась по инициативе двух театральных людей — Андрея Антонова и Дениса Смирнова, которые обратились к директору с просьбой устроить читки пьес. Директор Елена Николаевна Одинцова и главный режиссер театра Елизавета Гордеева решили провести лабораторию и пригласили режиссеров и художников.
комментарии