Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • «У ПАЛАЧЕЙ ИСПУГАННЫЙ ВИД»

    «За закрытыми дверями». Ж.-П. Сартр.
    Ростовский частный театр «Человек в кубе».
    Режиссер Катерина Рындина.

    Нет здесь гостиничного номера с диванами. Расчерченный на полу треугольник с треножником в центре и черными табуретками по углам — это и есть обиталище трех преступников. Треножник венчает тарелка от ударной установки, и она, если коснуться ее, звучит как гонг, когда его «голос» нужен в поддержку вескому слову. Усидеть на табуретках новые постояльцы не в силах: их мучительно корежит. Такое впечатление, что они жестоко замурованы в своих телах и пытаются освободиться, выпрастываясь из ненужной уже оболочки. Это впечатление усиливает саундтрек «Глубина грусти» Алексея Айги из известного сериала «Каменская». Тревожная музыка, уводящая в пространство иных миров.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГОРГОНА ПРОТИВ ВСЕХ

    «Медуза Горгона».
    Челябинский театр кукол им. В. Вольховского.
    Режиссер Петр Васильев, художник Алевтина Торик.

    Миф о Медузе Горгоне известен как один из подвигов Персея. По одной из версий Медуза, как и две ее сестры — изначально чудовища. По другой версии она была прекрасной девушкой, но ее красотой пленился Посейдон и изнасиловал Медузу в храме богини Афины, и та не нашла ничего лучше, как обрушить свой гнев на девушку и превратить ее в горгону. Театр берет второй вариант мифа, где героиня оказывается заложницей ситуации.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

    О XII Фестивале уличных театров «Елагин парк» в Санкт-Петербурге

    По количеству премьер в рамках одного фестиваля уличных театров «Елагин парк» уверенно лидирует в российском пространстве. И причиной тому не только активные художественные поиски российских уличников, но и недюжинные заслуги организаторов. Дирекция фестиваля в лице Алены Мининой в постоянном поиске новых форматов и деятельно мотивирует артистов готовить свои премьеры именно для Петербурга. В этом году сразу восемь коллективов, среди которых такие титулованные и заслуженные, как театр «Странствующие куклы господина Пэжо», Театр клоунады «Микос», Театр Вкуса, театр «СоЛу» сыграли свои премьеры на площадях и полянах Елагина парка. Масляный луг не отдыхал ни минуты — променады и короткие выступления сменяли друг друга, а плотность показов на четырнадцати площадках в течение двух дней не оставляла никакой надежды увидеть все.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОСКАКАТЬ НА РОЗОВОМ СЛОНЕ

    «Жирофле-Жирофля». Ш. Лекок.
    Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
    Режиссер Геннадий Тростянецкий, музыкальный руководитель и дирижер Андрей Алексеев, художник Мария Утробина.

    Музкомедия открыла сезон комической оперой, которой давно не было в Петербурге — про «Жирофле-Жирофля» многие из сегодняшних просвещенных театралов слышали (Алиса Коонен в московском Камерном театре, таировский спектакль, 1922 год!), но никто не видел на сцене. Грянувшая в 1874 году подряд в Брюсселе, Лондоне и Париже, год спустя привезенная в Петербург французами, выступавшими на сцене театра «Буфф», и сразу же взятая в репертуар Александринкой, жизнерадостная «Жирофле» по окончании таировской эпохи надолго исчезла с российских афиш.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЧЕРНЫЙ ВОРОН, БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ

    «Записки сумасшедших».
    Независимый проект Дмитрия Крымова.
    Режиссер Дмитрий Крымов, сценография Дмитрия Крымова и Петра Вознесенского.

    Чулпан Хаматова играет в этом спектакле Божью коровку, Пчелу, Кактус, Старушку, Джульетту, Антигону и Анну Франк. Максим Суханов — Актера, Партнера, Ромео, Креонта, Бумажный Дневник и еще Черного Ворона. Достаточно для того, чтобы оправдать название «Записки сумасшедших». Театром сегодня, когда рушится мир, вообще могут заниматься, похоже, только сумасшедшие.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭНЦЕФАЛОГРАММА

    «Иванов». А. Чехов.
    Воронежский Камерный театр.
    Режиссер Михаил Бычков, художник Анна Федорова.

    Контраст особенно чувствуется, когда выходишь со спектакля в город, в пестрый, праздничный, иллюминированный вечерний Воронеж. Сливаешься с его веселой беззаботной уличной толпой (прямо как Дорн в Генуе) и идешь в ней, ощущая себя нервным черно-белым человеком в шляпе и длинном габардиновом пальто — прямо как Николай Иванов из спектакля Михаила Бычкова «Иванов»...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЯКОБЫ ДРУЖЕЛЮБНАЯ КОММУНИКАЦИЯ С ВЕЧНОСТЬЮ

    «Песнь любви. Песнь скорби». Инсценировка Е. Зайцева по мотивам «Экклесиаста» и «Песни песней».
    Московский еврейский театр «Шалом».
    Режиссер Полина Кардымон.

    Спектакль, которым «Шалом» открыл новый сезон — уже третий под художественным руководством Олега Липовецкого, — создан по текстам, якобы написанным царем Соломоном. Это «Екклесиаст» («Книга Проповедника») и «Песнь песней». Называется постановка Полины Кардымон «Песнь любви. Песнь скорби» и разыгрывается семерыми актерами (Григорий Каганович, Евгения Романова, Евгений Овчинников, Карина Пестова, Антон Ксенев, Алина Исхакова, Николай Тарасюк). В пресс-релизе спектакля полным-полно модных словосочетаний: европейский формат, перформативный формат, поэтический перформанс с элементами пластического этюда, постдраматическое существование, саунд-дизайн...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СКЛАДКИ ПАМЯТИ

    «Мы с тобой одной крови». Фантазии на тему рассказов о Маугли.
    Большой театр кукол.
    Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич, художник Марина Завьялова.

    Память избирательна, и воспоминания не всегда совпадают с тем, как было в реальности. Так и смутное воспоминание о «Человеческом детеныше», спектакле 2008 года первого набора мастерской Руслана Кудашова, не совпадает с тем, что я увидела в отрывках записи: помнила не то, что происходило, а то, что казалось и представлялось. В фойе театра перед новой премьерой шла выставка о спектакле 2008 года, но ничего не помогало вспомнить его, хотя я точно знала, что видела тот спектакль. Неожиданно память зацепилась за упоминание о группе Stomp, вспомнился гулкий удар по пустой бутыли от воды. Ритм того, первого спектакля азартно диктовал смену сцен, перемены в действии, нарастающую энергию, взрывающуюся в финале коллективным ударным танцем-игрой. В памяти остались некоторые роли, движения животных, точно воспроизведенные актерами, и ритм, ритм, ритм.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОШЕЛ ЧЕЛОВЕК ПО ЛЕСУ И САМ СТАЛ ЛЕСОМ...

    «Ермаковы лебеди». Инсценировка П. Коротыч по одноименному сказу П. П. Бажова.
    Камерный театр (Екатеринбург).
    Режиссер Антон Морозов.

    В этом году Павлу Петровичу Бажову 145. Дата не круглая, но городские власти решили отмечать. Основное художественно-интеллектуальное пиршество (в виде лекций, выставок, литературно-музыкальных тематических вечеров, презентаций книг, кинопоказов...) было в начале года, близко к дню рождения писателя. Но и сентябрю тоже вот досталось. Тем более Камерный театр Екатеринбурга, о котором речь, входит в Объединенный музей писателей Урала, находится в Литературном квартале, эпицентре событий.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ОКУНЕВА

    Все, о чем эти фото с Кинотавра-2003, я даже не буду комментировать. Они сами за себя. Когда тебе вручает приз Тодоровский, а принимают решение Янковский и Рудинштейн, какие могут быть комментарии, кроме трех счастливых рож, среди которых и Ленечка Окунев...

    Неожиданный и непредсказуемый этот человек, Леонид Окунев. Разве так можно уходить из жизни, в течение получаса, никого не предупредив?..

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НИКОЛАЮ МАРТОНУ — 90. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Мартона я увидел в еще дофокинской Александринке, естественно. А где еще, как не там.

    Мартон для меня всегда был равен Александринке, и Александринка была равна Мартону.

    В пафосном зале, где, как мне сказали, заседает обычно Художественный совет Александринского театра, была назначена читка пьесы, точнее — инсценировки «Петербурга» Андрея Белого, которую я взялся реализовать на исторической сцене. Я — это «молодой авангардист» лет сорока, которого по каким-то причинам позвали/пустили в святая святых, оплот традиционализма. Позолоченные люстры, бра, дверные ручки, длинный стол, красная бархатная скатерть на столе, примерно пятнадцать настороженных актеров за столом, директор театра в отглаженном синем костюме и почему-то в зеленом галстуке с многочисленными разноцветными портретиками Мерлин Монро. Все молча ждут Мартона.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЖИТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

    О II Фестивале site-specific спектаклей «СПЕЦИФИК» в Нижнем Новгороде

    Нижний Новгород — новая культурная столица. Такую цель поставил перед собой город на 2024 год, выиграв федеральный конкурс на это звание. В этом году второй раз в городе прошел фестиваль «СПЕЦИФИК», организованный Центром театрального мастерства. Спектакли создаются специально для фестиваля, они показываются только в один уикенд и становятся частью истории места, которое их приютило.

    Никаких ограничений для режиссеров нет. Список локаций бесконечен, общей темы фестиваля нет. Только одно условие — материалом постановки становится русская классическая литература. Но в каждом правиле есть исключение. Так, на фестивале есть блок «Эксперимент», в который вошли работы, лишенные всякой литературной основы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «МАТЬ» КАК «ОТЕЦ» И БОГОМОЛОВ КАК КУКОЛЬНИК И КОЦЕБУ

    «Мать. Горькая пьеса». К. Богомолов, при участии А. Носовой.
    Александринский театр.
    Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.

    В личности Константина Богомолова больше всего поражает атомарность сознания. Молекулярное строение его жизнетворчества таково, что одно в его биографии никак не соотнесено с другим, словно он живет в периоде полураспада. Лучшие люди России в первопрестольном проекте Парка Горького «Голоса страны» и кровавая мелодрама, представленная на сцене Александринки, не имеют ни единой точки соприкосновения. Разве что слово «горький». Но если парк к буревестнику революции содержательно прилегает, то «Мать. Горькая пьеса» не имеет никакого отношения к роману про Павла Власова. Это очередная богомоловская игровая подмена, кураж: «Мать» — не «Мать», а вообще должен бы быть «Отец»...

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ЗА ЧАС ДО ТЕМНОТЫ

    «Закат». П. Пряжко.
    Дом культуры «ГЭС-2».
    Режиссер Дмитрий Волкострелов.

    В одном очень-очень концептуальном месте Москвы (ГЭС-2, бывшая электростанция, ставшая культурным центром), увенчанном очень-очень концептуальной скульптурой («Большая глина #4» Урса Фишера, оммаж творческому акту), очень-очень концептуальный режиссер Дмитрий Волкострелов поставил очень-очень концептуальный спектакль «Закат» по тексту своего любимого драматурга Павла Пряжко («Комитет грустящего божества», «Запертая дверь», «Злая девушка», «Поле», «Солдат», «Я свободен», «Хозяин кофейни», «Три дня в аду», «Печальный хоккеист», «Парки и сады», «Мы уже здесь»... целый репертуар). Белое, сверкающее, стерильное и какое-то надменное пространство ГЭС-2 со множеством пустот точно само провоцирует на поиск новых форм: никаких тебе намоленных сцен, традиций, теней предков, пыли кулис, установленных правил. Одна из недавних удач — спектакль-инсталляция «52 Гц» группы художников под руководством Антона Морозова, невозможная ни в каком другом месте, потому что действие происходило в огромном скелете кита (поговаривали — того самого, пятидесятидвухгерцевого, самого одинокого в мировом океане из-за невозможности запеленговать родную особь на той же частоте).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЮЖНЫМ АКЦЕНТОМ

    Творческая лаборатория Театра Наций в Краснодарском крае

    Творческие лаборатории для театра всегда и праздник, и испытание. В июле в краснодарском Театре Защитника Отечества и в Новом театре Сочи прошла лаборатория от Театра Наций (при поддержке Министерства культуры РФ). И эта жаркая июльская неделя принесла театрам ценный опыт, а зрителям — яркие впечатления.

    Особый профиль южного театра (да еще летом) — это все-таки установка на развлечение. Лаборатория работала с этим трендом, идя к серьезным темам через серьезные тексты.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БУКЕТ ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ ЛЕТА

    О книге Сергея Николаевича «Заложники красоты»

    Последний день лета. Изумительное лето, еще и в сентябре обещают +26... Но логично собрать последний букет и одновременно начать сезон...

    Деревня, маслята, яблоки, страхи будущего, печаль настоящего, лютики в банке, нервная игра в фанты — фенибут или золофт?.. И что мне тут какая-то, например, Венецианская биеннале?.. Собственно, и раньше она была где-то там, а я где-то тут, с корзиной по щелыковским лесам во время летних войн белых и красных в Свинкином лесу вблизи усадьбы Островского... Но когда сейчас между солением грибов и чтением новостей открываешь сеть и находишь очередное эссе Сергея Николаевича — да хотя бы о той же Венецианской биеннале, — попадаешь в некое иномирие и не только получаешь дозу настоящего эстетического удовольствия от того, как струятся слова и образы, но начинаешь философически думать о жизни. Вот как она, жизнь, шла... кто с кем встречался, куда ездил и о ком писал... где теперь я, где мы все, где эта условная биеннале и имеет ли она какое-то значение «в моменте», когда жизнь в пространстве культуры потеряла всякий смысл: культура получила такую зуботычину от действительности, что стали совершенно неинтересны ее шепоты беззубым ртом... А в реальности жить уже тоже невмоготу. Куда деваться?

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЗАКИПИТ ЛИ ЧАЙНИК, ПЕНЕЛОПА?

    «Одиссея».
    Приморский краевой театр кукол (Владивосток).
    Режиссер и автор инсценировки Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.

    На сцене Приморского краевого театра кукол натянута волейбольная сетка, стоят большие камни — кажется, что сценография вдохновлена тихоокеанским пейзажем самого Владивостока. Оно и неудивительно, ведь даже местные бухты носят имена, отсылающие к древнегреческим мифам: Патрокл, Улисс, Аякс.

    Наталья Слащева написала инсценировку, в которой смешала поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», актуализируя их, но не перенося в современность, а подчеркивая универсальную природу описываемых в них событий. Трудный для уха современного зрителя гекзаметр переведен в легкие стихотворные строки, разбавленные вполне бытовыми прозаическими текстами. Эпический дух в спектакле связан с его вневременностью, стремлением связать «сегодня» и «тогда» в единую картину жизни человека на земле. На его же создание работает и сценография (художник Виктор Клочко).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЭТОТ ТЕАТР БЫЛ МОЙ...»

    О выпускном курсе Сергея Черкасского

    Нынешним летом из стен РГИСИ вышел курс Сергея Дмитриевича Черкасского. Заметный, неординарный выпуск. Но будет ли продолжение? Мастер набрал магистрантов — режиссеров-педагогов, но аудитория № 55, откуда каждые четыре года отправляются в большую жизнь актеры-черкаши (или черкасята, как их ласково зовут в институте), теперь будет чьей-то... только не мастерской Черкасского. Накануне нового театрального сезона, в котором вчерашние студенты уже будут играть на профессиональной сцене, важно оглянуться назад и запечатлеть, как на общей фотографии, лица выпуска’24.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Я МЕЧТАЮ УМЕРЕТЬ НА СЦЕНЕ...»

    Памяти Леонида Ремнева

    Вчера на сцене Нижегородского ТЮЗа состоялось прощание с народным артистом России Леонидом Ремневым. Его имя для театра, где он проработал 52 года, значит чрезвычайно много.

    Он, конечно, был протагонистом, лидером, негласным актерским гуру, к мнению которого уважительно прислушивались и старались, насколько возможно, соответствовать его яркой, самобытной личности. Казалось, он носил внутри себя некий высокий образ Артиста, которому следовал неукоснительно во всех творческих и житейских делах. Это позволяло ему сохранять достоинство в самых разных ситуациях и всегда оставаться на определенной нравственной высоте. Он был любим зрителями разных возрастов — в театр ходили «на Ремнева».

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • СЕРЬЕЗНЫЕ ПРИКОЛЫ

    Весной независимое творческое объединение «Прекрасные дилетанты», сформированное год назад недавними выпускниками мастерской Сергея Бызгу, представило сразу две премьеры: «Мейергольд» на площадке Музея Самойловых и «Клей» на площадке ЦЕХЪ театра. За четыре полноценные премьеры сезона (три спектакля и один «читакль») независимый актерский проект вполне зарекомендовал себя как экспериментальный коллектив. Про два недавних спектакля «Прекрасных дилетантов» рассказывает Максим Каменских.

    Читать дальше | Комментарии (0)