
-
Фестиваль «Стены» в Большом театре кукол
В Большом театре кукол вот уже второй год подряд разбираются с Данте. В прошлом году фестиваль «Фундамент», первый проект Центра развития режиссуры, обращался к «Аду», а молодые режиссеры следовали по нему под чутким кураторством Руслана Кудашова и Яны Туминой. В этом концепция поменялась: молодые режиссеры, выпускники курса Руслана Кудашова, отправились в самостоятельное путешествие по «Чистилищу». На этот раз они не делили эскизы по песням, а представили свой взгляд на второй кантик поэмы целиком.
Всего получилось семь работ, шедших целую неделю (каждый эскиз показывали два раза). Такое плотное включение в мир одного автора, одного произведения и, более того, учеников одного мастера погружает в неизбежное осмысление того, а как мы вообще сегодня можем понимать чистилище? Что это за место? Какова сегодня природа греха и раскаяния?
-
Идея молодежно-студенческих номеров родилась еще в первые годы «ПТЖ» и была в штыки принята тогда молодой редакцией, им казалось — конкуренция...
Идея молодежно-студенческого номера воплотилась в
2008-м, в № 52, когда усталая и не юная редакция захотела избежать стагнации. Организованная для игры раз в год (последнее время раз в два года) «площадка молодняка» до сих пор вызывает споры в среде коллег: «ПТЖ» и так регулярно печатает студентов, нужна ли специальная резервация?.. Но после молодежных номеров театры начинают учить имена новых критиков, звать их к себе, так что польза есть.Так или иначе, перед вами новый молодежный номер, над темой и воплощением которого едва ли не год трудились головы и руки студентов, которыми, в свою очередь, руководили молреды — сами еще позавчера студенты.
-
p>
Беседу ведет Татьяна Зиндер
Сегодня вышел новый номер «Петербургского театрального журнала». Традиционно-молодежно-студенческий, он посвящен проблеме травмы и исцеления — естественно в искусстве театра. В преддверии вашего знакомства с номером, читатели и коллеги, предлагаем вам интервью на эти же темы с актрисой Ксенией Плюсниной. Вы знаете ее по ролям в ТЮЗе и СХТ, в независимых проектах, в том числе связанных с социальным театром.
-
«Titizé. A Venetian Dream».
Компания Финци Паска и Объединение театров Венеции.
Режиссер Даниэле Финци Паска, художник Уго Гарджуло, композитор Мария Бонцаниго.Миф о городе вечной красоты поселяется рано или поздно там, где хоть однажды прозвучит слово «Венеция». Преломленный и даже изуродованный, он часто совсем не то, что сам город. И пока город отдается только тем, кто рассматривает его на едва брезжащем рассвете обещающего промозглость дня, ловит его ускользающую суть вместе с Бродским или Висконти на пустых набережных и площадях, миф о Венеции продолжает свою обособленную жизнь вблизи оживленных туристических троп.
-
«Жертвоприношение». А. Тарковский.
Драматический театр на Васильевском.
Режиссер Галина Зальцман, художник-постановщик Семен Пастух.Девальвация жертвы
Если не все помнят: в «Жертвоприношении» Тарковского (1986) объявлено о начале мировой ядерной войны.
В «Жертвоприношении» происходит то, чего все боялись, сбываются страхи, в которых всегда жил главный герой — бывший актер, а ныне журналист и писатель Александр. В ночь катастрофы он просит Бога вернуть все назад, к тому, как было вчера, — и Бог слышит его. Но пообещав принести в жертву все — дом, сына, семью (неважно, происходит эта молитва во сне Александра или наяву — тут никто точно не скажет), — проснувшись на рассвете в мирной жизни, он сжигает свой прекрасный дом, о котором мечтал и которым обладал. Обещал жертву — принеси. Чтобы Бог вдруг не отменил возвращенный мир и кошмар не навис снова. Жертва должна быть настоящей, даже если атомная война только приснилась, потому что не дай Бог, чтобы в реальности...
-
«Полярная болезнь». М. Малухина.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Андрей Сидельников, художник Анвар Гумаров.Героини «Полярной болезни» — добропорядочная учительница Татьяна (Инна Анциферова), боевая челночница Валя (Варя Светлова) и почти двадцатилетняя рыночная продавщица Любаша (Ангелина Столярова) — едут в автобусе на Север торговать кто чем горазд (стекло, за хрусталь не выдаваемое, детский трикотаж, белье женское, не постельное). Не едут даже — уезжают. Удирают, уносятся, убегают... от реалий девяностых. От социальной несправедливости, от инфляции, от домашнего и сексуализированного насилия.
-
«Буря». У. Шекспир.
Самарский театр юного зрителя «СамАрт».
Режиссер Мурат Абулкатинов, сценограф и художник по костюмам Софья Шнырева.Три красавицы в черных расшитых бисером кокошниках и такого же цвета закрытых платьях в пол, появляясь из огромной канализационной трубы, декламируют: «У лукоморья дуб зеленый...»
Неклассической трактовкой Шекспира зрителей СамАрта не удивишь. Много лет здесь шел потрясающий «Гамлет» в постановке Анатолия Праудина, действие которого разворачивалось на фоне проржавевших цистерн, а функции рапир выполняли ревущие бензопилы. Поэтому начало «Бури» в постановке Мурата Абулкатинова воспринимается с любопытством.
-
Сегодня с утра редакция «ПТЖ» судорожно обнаружила, что не подготовилась к юбилею Дмитрия Анатольевича Крымова, не собрала венок поздравлений учеников и друзей, не выразила собственные чувства... У редакции «ПТЖ» так бывает, чего уж, и утренний чат наполняется тогда восклицательными знаками...
Но тут-то мы знали, что делать. Буквально завтра типография отдаст нам тираж нового номера. Молодежно-студенческого. Он посвящен травме и исцелению — конечно, в связи с театром. И необычайно важным для номера, буквально его центром стала беседа Марины Дмитревской с Дмитрием Крымовым на эти темы под названием «Искусство — это прыжок через травму. Или пластырь с анестезией».
Интервью довольно большое, и целиком вы сможете прочесть его в бумажном варианте, купив журнал, а сегодня мы публикуем два небольших фрагмента.
-
О V Фестивале новых музыкальных проектов «Другие берега» в Новосибирске
«Другие берега» — для многих в первую очередь книга Владимира Набокова, в которой писатель-эмигрант рефлексирует об опыте жизни вне родной страны. Пожалуй, эта ассоциация — с одной стороны, лестная, с другой, не подходящая по духу для фестиваля Новосибирского музыкального театра, который прошел в пятый раз.
Гораздо ближе мысль об устройстве родного для смотра города, Новосибирска. Он разделен на право- и левобережную части, составляющие и цельный город, и различные между собой места. Раньше даже часовой пояс различался — один берег жил на час раньше. Ориентация на единство непохожих, спокойную, полную достоинства манифестацию естественных различий — одна из главных черт детища директора театра Леонида Кипниса.
-
О III Международном фестивале циркового искусства «Без границ» и II Международном фестивале циркового искусства «Артист» 12–15 сентября 2024 года
Чтобы быстро понять все про наше время, нужно прийти в цирк. Самое свободное искусство может одновременно превращаться в инструмент государства и тут же производить нечто анархическое, декларировать масштаб мундиале и тут же отфильтровывать «своих». Нового в этом ноль: эту способность цирка успешно эксплуатируют со времен Наполеона и Николая I. 2024 год заострил цирковые парадоксы, как кажется, до предела: в одни и те же даты в двух столицах (номинальной и культурной) прошли два фестиваля, рожденные одной системой, но разошедшиеся как в море корабли.
-
«Человек из Дублина». Сценическая композиция А. Калинина и Х. Эриксона.
Александринский театр.
Режиссер и художник Андрей Калинин.Вполне возможно, что речь должна идти о тех новых авторах театра, что «строят над провалом». Они уже не «пост», но все еще «до» — открывают дотеатральные времена, в которые Бог не умер, а еще не родился. Они предлагают, чтобы мы их додумали, достроили, дочитали, за них домыслили, дотосковали, а сами бегут в свою «нигдею».
-
О лаборатории «Универсальное детство» в РАМТе
В начале сезона в РАМТе прошли показы эскизов режиссерской лаборатории «Универсальное детство». Это уже не первый проект театра, цель которого найти спектакль для Большой сцены, куда можно было бы прийти всей семьей. Так, по итогам недавних лабораторий в репертуар вошли быстро ставшие хитами «Василисса» (Мастерская детской драмы «10 минус») и «Ленинградские сказки» (Мастерская инсценирования) Филиппа Гуревича.
-
«Как Фауст ослеп».
Театр «Сатирикон».
Режиссер Сергей Тонышев, художник-сценограф Филипп Шейн.В послужном списке Сергея Тонышева уже был «Фауст» — только по рассказу Тургенева: в спектакле режиссера Веры Камышниковой (Театр им. Вл. Маяковского) он работал как хореограф. Драматических версий «Фауста» вообще довольно мало, среди них спектакли Юрия Любимова, Алексея Бородина, десятилетняя эпопея Бориса Юхананова... Что ж, риск — благородное дело, и молодой режиссер, два года назад окончивший мастерскую Сергея Женовача, рискнул преодолеть эту гору. Сквозь которую он проложил свой туннель — длинный, но с понятным направлением, отбросив множество сюжетных линий и оставив то, что посчитал главным. «Как Фауст ослеп» — это в первую очередь история Мефистофеля.
-
«Мизантроп». По мотивам одноименной пьесы Ж.-Б. Мольера.
Пермский Театр-Театр.
Режиссер Елизавета Бондарь, художник-сценограф Анвар Гумаров.Елизавета Бондарь — режиссер плохо предсказуемый. Легко меняя стили, смыслы и постановочный материал (неполный перечень работ последних лет: антифашистская «Пятая печать» Ф. Шанта в МТЮЗе, «Озор» Д. Мамина-Сибиряка; с перетечением эпической хтони в нынешний вербатим города Мирного, МХТовские «Тахир и Зухра» З. Яниковой с всплывающим из мощного лирического потока социальным гневом, блестящая травестия унылого гамсуновского «Голода» да вот еще апокалиптический хоррор "Макбет«в Театре Наций), она в каждом из своих спектаклей неизменно обнаруживает новый источник сегодняшней боли и предъявляет его публике. Мольеровский «Мизантроп», только что показанный в Пермском Театре-Театре, отлично вписался в этот пестрый ряд.
-
О «фестивале премьер» Астраханской драмы и не только о них...
В Астраханской драме это называют «фестивалем премьер». На неделю составляют афишу из новых спектаклей предыдущего сезона и зовут критика из Петербурга или Москвы — посмотреть и обсудить на труппе. К чести руководства Астраханского драмтеатра это делалось каждый год, по крайней мере, в течение четырех последних лет, когда худруком здесь работал Александр Огарев. Старинный и теплый город на берегу Волги, мягко говоря, небогат, соответственно денег у местного драматического театра — не разгуляешься, но он ежегодно решался на приезд эксперта, считая профессиональную оценку своих трудов необходимой для дальнейшего движения.
-
«Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!»
Студия театрального искусства (Москва).
Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский.Что еще можно разгадать в растасканном на цитаты театральном тексте? Что еще сказать? Уже нет слов — об этом режиссер предупреждает сразу на афише. Но самоиронии и иносказательности оказывается меньше, чем ожидается из заголовка. Когда нет слов, театр можно буквально намолчать.
Красный бархат непривычно вычурно прикрывает всегда аскетичную сцену СТИ. Медленно, с вековым опытом и тотальной включенностью в процесс, старый Фирс (Юрий Горин) поправляет занавес, очищает щеткой любовно, как породистого жеребца. Хозяин дома, театра-дома, он делом занят, как сотни дней до. Неспешно раздвигает занавес, словно растворяя ставни поутру, обнажает пустую сцену. Конкретное физическое действие и долгая тишина захватывают внимание абсолютно. Входишь в спектакль плавно, как в озеро, сливаясь с ним температурой и плотностью. Смотрение как состояние — вот первое правило игры.
-
«Усадьба Ланиных». Б. Зайцев.
РАМТ.
Режиссер Алексей Бородин, художник Максим Обрезков.Алексей Бородин извлек из забвения пьесу последнего писателя Серебряного века Бориса Зайцева.
Зачем Бородин, режиссер, тяготеющий к очевидной актуальности, взял к постановке пьесу, устаревшую уже во времена написания (молодой Борис Зайцев в 1911 году находился под сильным увлечением чеховской драматургией и не только ею)? «Усадьба Ланиных» написана так, будто герои «Вишневого сада», «Дяди Вани» и «Иванова» вместе с «Дачниками» Горького собрались в тургеневской усадьбе из «Месяца в деревне» и в довольно многословных диалогах пересказывают друг другу статьи из журналов «Мир искусства» и «Аполлон».
-
О IV Театральном фестивале «Сенокос» в Суздале
В конце августа Сельский театр драмы и комедии в Фомихе и суздальский МИРА центр провели ежегодный театральный фестиваль «Сенокос». Как водится, к жатве начали готовиться еще зимой: сельчане (в Москве и на множестве фестивалей уличного театра они известны как «Эскизы в пространстве») провели драматургическую лабораторию. Алексей Синяев, Виктория Костюкевич, Ринат Ташимов гуляли по Суздалю и окрестностям и слушали лекции краеведов и историков, чтобы создать пьесы, сопричастные genius loci.
-
Сегодня Олег Валерианович Басилашвили вошел в возраст патриарха. Я никогда не думала, что есть какая-то четкая граница, но все знающий Эдуард Степанович Кочергин, тремя годами моложе, сказал мне полгода назад: «В сентябре Басилашвили станет патриархом. А мне еще долго...» Век живи — век учись...
-
«Я —
Гамлет. Ошибка».
Мастерская Олега Кудряшова в ГИТИСе.
Режиссер Татьяна Тарасова, художник Ольга Галицкая.Наступивший сезон, по крайней мере в Москве, пройдет под знаком «Гамлета» — мы с коллегами насчитали восемь заявленных премьер, и возможно это не предел. Среди них — «Я —
Гамлет. Ошибка» Татьяны Тарасовой, поставленный на третьем курсе мастерской Олега Кудряшова.
комментарии