Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ?

    О VI Межнациональном театральном фестивале «Сообщение» в Кудымкаре

    Шестой фестиваль «Сообщение» в Кудымкаре прошел при неизменных аншлагах, и, как всегда, нашлись заинтересованные зрители, посмотревшие всю программу. Сам Коми-Пермяцкий драматический театр, увы, не представил своих спектаклей на фестивале, притом что год назад были показаны две работы — «Субботин-Пермяк. Здешний» (в конкурсе) и «Кукуй, кукушечка!» (вне конкурса). Во время нынешнего фестиваля театр напряженно готовился к премьерам, артистов не очень-то отпускали режиссеры, поэтому не было даже традиционных капустников в актерском клубе после фестивальных показов, а «театральные концерты» в ресторане «Национальный» превратились... просто в концерты. Впрочем, умопомрачительно вкусная коми-пермяцкая кухня и деревенский солодовый напиток «сур» во всех случаях повышали настроение!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УДМУРТСКИЙ НОВЫЙ РОМАНТИЗМ

    «Русалка» («Вуныл»). По пьесе А. С. Пушкина в переводе на удмуртский П. Захарова.
    Сарапульский драматический театр (Республика Удмуртия).
    Режиссер Анна-Ксения Вишневская, художник Любовь Мелехина.

    Тот самый случай, когда спектакль чувствуешь и лучше понимаешь через местность, где он поставлен. Бывший купеческий город Сарапул, над обликом которого до революции потрудились хорошие архитекторы, помнит о былом достатке и притягивает очарованием заброшенности. Петербуржцу здесь непривычен неровный рельеф — нижний этаж дома может быть «съеден» землей, — но чем-то Сарапул неожиданно напоминает Петербург. Здесь много облупившихся особнячков, лепнины и резьбы, двориков, заглянешь в которые — и почудится, что здесь скрыт портал в иной мир. От покосившихся деревянных домов веет чем-то готическим.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕ ВЕРИЛ Я В СВОБОДУ СВОЮ... ВОТ — И НЕ ВЫШЛО НИЧЕГО»

    «Васса». М. Горький.
    Театр на Покровке.
    Режиссер Михаил Мокеев, художник Виктор Шилькрот.

    Уж сколько раз театры брались за первый вариант горьковской «Вассы» после 1978 года — когда Анатолий Васильев открыл его для советского зрителя, поставив легендарный уже спектакль в Театре Станиславского, — не счесть. Но до сих пор случаются сюрпризы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я — ЧАЙКА. НЕТ, НЕ ТО...

    О лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов» в Волгодонском молодежном драматическом театре

    В Волгодонске творческая лаборатория, проводимая Театром Наций на территории атомных городов, отличалась от череды прочих тем, что на ней выпустили всего один эскиз. Ситуация для лаборатории не типичная, но вполне объяснимая: в труппе Волгодонского молодежного драматического театра всего девять человек.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАРИЖА НЕ БУДЕТ

    «Зойкина квартира». М. А. Булгаков.
    Екатеринбургский театр кукол.
    Режиссер Игорь Казаков, художник Татьяна Нерсисян.

    Черно-красные обои с тяжелым цветочным орнаментом; двери квартиры, обрамленные лампочками, как зеркала в гримерках; лихой вальсок. В середине сцены — груда чемоданов разных размеров, а на них — торжествующая, получившая «бумажку» Зоя Пельц в белом платье с заниженной талией, как носили в 20-е. Так начинается «Зойкина квартира» Екатеринбургского театра кукол. Заканчивается спектакль зеркальной мизансценой: в центре сцены груда из чемоданов, кукольных рук и ног, выломанных дверей, частей интерьера, за этой грудой потерянно стоит хозяйка, а над ней тревожно качается одинокая желтая лампочка.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИТЬ И (ДРУГ ДРУГА) НЕЖИТЬ

    О краевом фестивале «Пермская театральная весна»

    В этом году ежегодный краевой фестиваль «Пермская театральная весна», который с 1948 года организует местное отделение СТД РФ, прошел и осенью. В программу смотра входят премьерные постановки театров региона, которые отсматривают и обсуждают на труппе приезжие критики. К критикам фестиваль бережен и не обязывает отправляться в длительное путешествие по всем городам края сразу. Так, во время своего дебютного участия в «Театральной весне» я впервые побывала в Губахе — в Камерном драматическом театре «Доминанта».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ КУВЫРКОМ

    «Oh Oh».
    Compagnia Baccalà.
    Режиссеры Валерио Фассари и Луи Спанья.

    Швейцария славится своей пунктуальностью и тем, что культурные мероприятия начинаются здесь точно в объявленное время. Но на спектакле «Oh Oh» мы убедились, что любая система иногда дает сбой. Представление Compagnia Baccalà началось минут на пятнадцать позже назначенного, потому что зрители все шли и шли. Два слова о контексте, то есть о том арт-пространстве, где все это происходило. В старом трамвайном депо Базеля, находящемся не в самом центре, но и не совсем на окраине, раскинулись два цирковых шатра. В том, что поменьше, проходят репетиции и располагается детская цирковая школа, а в большом играют спектакли.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОЛГА-ВОЛГА, ИЛИ ПЕСНЯ О ЧИЖИКЕ

    Сегодня, 20 ноября 2024 года, исполняется 30 лет Чижику, установленному на Фонтанке мрачноватым ноябрьским днем. Его автором когда-то стал Резо Габриадзе, но это знает не каждый горожанин, бросающий монетку в обмен на загаданное желание, и не каждый бомж, магнитом собирающий монеты со дна речки...

    Но я, читатели и коллеги, к вам по делу. О деле чуть ниже, а сперва несколько слов для тех, кто не знает о Чижике ничего.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • КАКОЕ, МИЛЫЕ, У НАС ТЫСЯЧЕЛЕТЬЕ НА ДВОРЕ?

    «Горе от ума». А. С. Грибоедов.
    Краснодарский Молодежный театр.
    Режиссер Павел Пронин, художник Ирина Сид.

    Всегда интересно, как и зачем сегодня брать в театре «Горе от ума», эту классическую пьесу, разлетевшуюся на цитаты, о которой в советской школе говорили одно, а позже — разное. Про какие это времена ставить? Про «их нравы», и тогда мы свысока или с любопытством заглядываем в XIX век? Или это про современность?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я — ОДИН, Я — АЛАДДИН

    «Аладдин. Сын портного». По мотивам историй из собрания арабских сказок и новелл «Тысяча и одна ночь».
    Красноярский ТЮЗ.
    Режиссер и сценограф Даниил Ахмедов.

    «Аладдин» — первая громкая премьера Красноярского ТЮЗа после возвращения в собственное здание по окончании длительного ремонта. Режиссер Даниил Ахмедов, на протяжении многих лет бывший соавтором Романа Феодори, в новой работе продолжает традицию постановки масштабных спектаклей-феерий, давно ставших брендом Красноярского ТЮЗа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДАЛЕВЫ ДАЛИ

    «Ловец слов». О. Лихачева.
    Театр Поколений.
    Режиссер Руслан Кацагаджиев.

    Биография Владимира Даля, рассказанная словами драматурга Олеси Лихачевой и поставленная режиссером Русланом Кацагаджиевым, — история пассионария.

    Владимир Даль — удивительный чудак, двигающийся в жизни, казалось бы, по заданным (заурядным) траекториям, ходит все как-то иначе: нет-нет, да и свернет ненадолго со служебного маршрута на узенькую тропочку. А на тропочке встретит того или иного мужика, запишет в крохотный блокнотец вскользь сказанное слово, перемолвится коротко, да и отбежит обратно — делать, что должно, ни на секунду не забывая о том, чем горит сердце.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОЩАЙТЕ, ПРИНЦ

    В ночь с 15 на 16 ноября погиб заслуженный артист России, премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Он упал с балкона собственной квартиры — 5-й этаж, мгновенная смерть. Ему было 39 лет. Предполагается, что это был несчастный случай.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПОВСЕДНЕВНОСТЬ МИФОЛОГИИ
    О театральной лаборатории — мастерской полного цикла на основе сюжетов из Торы в рамках проекта «Традиции будущего: Опыт — Поиск — Мастерство» в Театре «Шалом»

    Если история циклична, то в ней можно не только обнаружить схожие симптомы бедствий, но и, наоборот, обрести поддержку и найти рецепты решения проблем. Герои древности справились со всем до нас, и Театр «Шалом», разглядывая в зеркале отражение современного человека, ищет на его растерянном лице черты предков.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И ВСЕГДА НАВСЕГДА

    «2007».
    Московский театр им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.

    Рваные джинсы, кеды, фенечки, яркий макияж — толпа молодежи собралась на входе Сцены на Сретенке. Кажется, такого в Театре Маяковского не было никогда. Многие из зрителей, в силу возраста, и не догадываются о том, почему тот самый 2007-й наделяют сакральным смыслом; другие, чуть постарше, с трепетом и воодушевлением обсуждают в гардеробе, у кого как именно «горел сентябрь»; более степенная публика скромно разбегается по углам фойе, наблюдая за тем, как актеры, еще не переступившие порог сцены, «режутся» со зрителями в приставку и едят чипсы. Всех их объединяет только одно — спектакль-рок-концерт, на котором ни возраст, ни статус не важны настолько, насколько важна способность чувствовать и сопереживать, отпустив себя так, как это бывает, возможно, только на концерте. Это не про ностальгию, не про похороны ушедшей молодости, а про свободу во всех ее проявлениях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАЦИОНАЛЬНО ОБ ИРРАЦИОНАЛЬНОМ...

    «Пиковая дама». П. И. Чайковский.
    Пермский театр оперы и балета.
    Дирижер Владимир Ткаченко, режиссер Владиславс Наставшевс, художники Владиславс Наставшевс и Валерия Барсукова.

    Рационально об иррациональном — можно начать сразу с вывода об октябрьской премьере Владиславса Наставшевса и Владимира Ткаченко по «Пиковой даме» Чайковского в Пермском театре оперы и балета. Намеки, ассоциации, приметы, штрихи, видения — все вроде бы в полутонах и неопределенности, в колебаниях смыслов и неясности представлений о намерениях, а, тем не менее, видеоряд строит спектакль жесткий и расчетливый.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЕС СОВЕСТИ

    «Господа Головлевы». М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Лысьвенский театр драмы им. А. Савина.
    Режиссер-постановщик Дмитрий Акимов, художник-постановщик Елена Сорочайкина.

    Во времена неустойчивой морали театр тяготеет к простоте и ясности. Чтобы черное назвали черным, а белое — белым. Контраст — без полутонов. Для большинства (как практиков, так и зрителей) театр стал местом эскапизма (об этом мы много говорили в первом сезоне «Петербургского театрального подкаста»). Сейчас в театре хочется видеть нереалистичные сценарии победы добра над злом или там покаяния злодея перед смертью...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ИТОГИ «ЗОЛОТОГО СОФИТА»-2024

    Сегодня на сцене Театра юных зрителей им А. А. Брянцева прошла торжественная церемония награждения лауреатов XXХ Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Ниже публикуем список победителей со ссылками на рецензии наших авторов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

    «Однажды в кабаре».
    Музей-квартира актеров Самойловых.
    Режиссер Виктор Тихонович, драматург Иван Орлов, художник Мария Дудина.

    «Однажды в кабаре» Виктора Тихоновича — экскурс в историческое прошлое начала ХХ века, время, когда назревала революция и режиссеры ощущали глобальные изменения в жизни и жаждали изменений в искусстве, занимаясь поиском новых форм. Спектакль начинается лекцией: к зрителям выходит Виктор Тихонович, изображающий старца — на голове будто посыпанный тальком парик. И этот парик — единственное внешнее средство, превращающее лектора в старца, вещающего зрителям об истоках кабаре. Все остальное «старческое» передано через пластику и интонации, причем нарочито — согнутая спина, мешающий говорить кашель. Он будто современник той эпохи, доживший до наших дней. Но рядом с лектором появляются другие герои, со слегка набеленными лицами и в элегантных нарядах. Они снимают с него парик, и «старец» предстает молодым интеллигентом в зеленом жакете — это перевоплощение оказывается зримой метафорой идеи обновления театра и жизни.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БУДУЩЕГО МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ

    Сегодня в Санкт-Петербурге завершил гастроли, приуроченные к своему 85-летию, московский Театр «Сатирикон». Наш автор Ирина Селезнёва-Редер побывала на спектакле «Государь-стендап» в режиссуре Александра Локтионова и делится своими впечатлениями об увиденном.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕТАФИЗИКА РУССКОГО ХРОНОТОПА

    «Гиппиус. Непредвиденное».
    Кабаре «Шум».
    Режиссер Фамил Джавадов.

    Осень какого-то года. Вечер какого-то месяца. Листья под ногами, как всегда было и есть в октябре. На углу Надеждинской и Манежного, в доме, где с 1915-го живет Маяковский, в подвальчике Кабаре «Шум» Зинаида Гиппиус разговаривает со слушателями. Она читает свои дневники 1914–1917-го. Между прочим, в городе с 1914-го сухой закон, закрыто и кабаре «Бродячая собака», где все они собирались — «бражники и блудницы». В «Шуме» пока наливают, и ее гости — кто с бокалом вина, кто с коктейлем, а законопослушные — с чашкой крепкого чая. Их немного, человек тридцать.

    Читать дальше | Комментарии (0)