
-
О VI Межнациональном театральном фестивале «Сообщение» в Кудымкаре
Шестой фестиваль «Сообщение» в Кудымкаре прошел при неизменных аншлагах, и, как всегда, нашлись заинтересованные зрители, посмотревшие всю программу. Сам Коми-Пермяцкий драматический театр, увы, не представил своих спектаклей на фестивале, притом что год назад были показаны две работы — «Субботин-Пермяк. Здешний» (в конкурсе) и «Кукуй, кукушечка!» (вне конкурса). Во время нынешнего фестиваля театр напряженно готовился к премьерам, артистов не очень-то отпускали режиссеры, поэтому не было даже традиционных капустников в актерском клубе после фестивальных показов, а «театральные концерты» в ресторане «Национальный» превратились... просто в концерты. Впрочем, умопомрачительно вкусная коми-пермяцкая кухня и деревенский солодовый напиток «сур» во всех случаях повышали настроение!
-
«Русалка» («Вуныл»). По пьесе А. С. Пушкина в переводе на удмуртский П. Захарова.
Сарапульский драматический театр (Республика Удмуртия).
Режиссер Анна-Ксения Вишневская, художник Любовь Мелехина.Тот самый случай, когда спектакль чувствуешь и лучше понимаешь через местность, где он поставлен. Бывший купеческий город Сарапул, над обликом которого до революции потрудились хорошие архитекторы, помнит о былом достатке и притягивает очарованием заброшенности. Петербуржцу здесь непривычен неровный рельеф — нижний этаж дома может быть «съеден» землей, — но чем-то Сарапул неожиданно напоминает Петербург. Здесь много облупившихся особнячков, лепнины и резьбы, двориков, заглянешь в которые — и почудится, что здесь скрыт портал в иной мир. От покосившихся деревянных домов веет чем-то готическим.
-
«Васса». М. Горький.
Театр на Покровке.
Режиссер Михаил Мокеев, художник Виктор Шилькрот.Уж сколько раз театры брались за первый вариант горьковской «Вассы» после 1978 года — когда Анатолий Васильев открыл его для советского зрителя, поставив легендарный уже спектакль в Театре Станиславского, — не счесть. Но до сих пор случаются сюрпризы.
-
О лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов» в Волгодонском молодежном драматическом театре
В Волгодонске творческая лаборатория, проводимая Театром Наций на территории атомных городов, отличалась от череды прочих тем, что на ней выпустили всего один эскиз. Ситуация для лаборатории не типичная, но вполне объяснимая: в труппе Волгодонского молодежного драматического театра всего девять человек.
-
«Зойкина квартира». М. А. Булгаков.
Екатеринбургский театр кукол.
Режиссер Игорь Казаков, художник Татьяна Нерсисян.Черно-красные обои с тяжелым цветочным орнаментом; двери квартиры, обрамленные лампочками, как зеркала в гримерках; лихой вальсок. В середине сцены — груда чемоданов разных размеров, а на них — торжествующая, получившая «бумажку» Зоя Пельц в белом платье с заниженной талией, как носили в 20-е. Так начинается «Зойкина квартира» Екатеринбургского театра кукол. Заканчивается спектакль зеркальной мизансценой: в центре сцены груда из чемоданов, кукольных рук и ног, выломанных дверей, частей интерьера, за этой грудой потерянно стоит хозяйка, а над ней тревожно качается одинокая желтая лампочка.
-
О краевом фестивале «Пермская театральная весна»
В этом году ежегодный краевой фестиваль «Пермская театральная весна», который с 1948 года организует местное отделение СТД РФ, прошел и осенью. В программу смотра входят премьерные постановки театров региона, которые отсматривают и обсуждают на труппе приезжие критики. К критикам фестиваль бережен и не обязывает отправляться в длительное путешествие по всем городам края сразу. Так, во время своего дебютного участия в «Театральной весне» я впервые побывала в Губахе — в Камерном драматическом театре «Доминанта».
-
«Oh Oh».
Compagnia Baccalà.
Режиссеры Валерио Фассари и Луи Спанья.Швейцария славится своей пунктуальностью и тем, что культурные мероприятия начинаются здесь точно в объявленное время. Но на спектакле «Oh Oh» мы убедились, что любая система иногда дает сбой. Представление Compagnia Baccalà началось минут на пятнадцать позже назначенного, потому что зрители все шли и шли. Два слова о контексте, то есть о том арт-пространстве, где все это происходило. В старом трамвайном депо Базеля, находящемся не в самом центре, но и не совсем на окраине, раскинулись два цирковых шатра. В том, что поменьше, проходят репетиции и располагается детская цирковая школа, а в большом играют спектакли.
-
Сегодня, 20 ноября 2024 года, исполняется 30 лет Чижику, установленному на Фонтанке мрачноватым ноябрьским днем. Его автором когда-то стал Резо Габриадзе, но это знает не каждый горожанин, бросающий монетку в обмен на загаданное желание, и не каждый бомж, магнитом собирающий монеты со дна речки...
Но я, читатели и коллеги, к вам по делу. О деле чуть ниже, а сперва несколько слов для тех, кто не знает о Чижике ничего.
-
«Горе от ума». А. С. Грибоедов.
Краснодарский Молодежный театр.
Режиссер Павел Пронин, художник Ирина Сид.Всегда интересно, как и зачем сегодня брать в театре «Горе от ума», эту классическую пьесу, разлетевшуюся на цитаты, о которой в советской школе говорили одно, а позже — разное. Про какие это времена ставить? Про «их нравы», и тогда мы свысока или с любопытством заглядываем в XIX век? Или это про современность?
-
«Аладдин. Сын портного». По мотивам историй из собрания арабских сказок и новелл «Тысяча и одна ночь».
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер и сценограф Даниил Ахмедов.«Аладдин» — первая громкая премьера Красноярского ТЮЗа после возвращения в собственное здание по окончании длительного ремонта. Режиссер Даниил Ахмедов, на протяжении многих лет бывший соавтором Романа Феодори, в новой работе продолжает традицию постановки масштабных спектаклей-феерий, давно ставших брендом Красноярского ТЮЗа.
-
«Ловец слов». О. Лихачева.
Театр Поколений.
Режиссер Руслан Кацагаджиев.Биография Владимира Даля, рассказанная словами драматурга Олеси Лихачевой и поставленная режиссером Русланом Кацагаджиевым, — история пассионария.
Владимир Даль — удивительный чудак, двигающийся в жизни, казалось бы, по заданным (заурядным) траекториям, ходит все как-то иначе: нет-нет, да и свернет ненадолго со служебного маршрута на узенькую тропочку. А на тропочке встретит того или иного мужика, запишет в крохотный блокнотец вскользь сказанное слово, перемолвится коротко, да и отбежит обратно — делать, что должно, ни на секунду не забывая о том, чем горит сердце.
-
В ночь с 15 на 16 ноября погиб заслуженный артист России, премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Он упал с балкона собственной квартиры — 5-й этаж, мгновенная смерть. Ему было 39 лет. Предполагается, что это был несчастный случай.
-
О театральной лаборатории — мастерской полного цикла на основе сюжетов из Торы в рамках проекта «Традиции будущего: Опыт — Поиск — Мастерство» в Театре «Шалом»
Если история циклична, то в ней можно не только обнаружить схожие симптомы бедствий, но и, наоборот, обрести поддержку и найти рецепты решения проблем. Герои древности справились со всем до нас, и Театр «Шалом», разглядывая в зеркале отражение современного человека, ищет на его растерянном лице черты предков.
-
«2007».
Московский театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.Рваные джинсы, кеды, фенечки, яркий макияж — толпа молодежи собралась на входе Сцены на Сретенке. Кажется, такого в Театре Маяковского не было никогда. Многие из зрителей, в силу возраста, и не догадываются о том, почему тот самый 2007-й наделяют сакральным смыслом; другие, чуть постарше, с трепетом и воодушевлением обсуждают в гардеробе, у кого как именно «горел сентябрь»; более степенная публика скромно разбегается по углам фойе, наблюдая за тем, как актеры, еще не переступившие порог сцены, «режутся» со зрителями в приставку и едят чипсы. Всех их объединяет только одно — спектакль-рок-концерт, на котором ни возраст, ни статус не важны настолько, насколько важна способность чувствовать и сопереживать, отпустив себя так, как это бывает, возможно, только на концерте. Это не про ностальгию, не про похороны ушедшей молодости, а про свободу во всех ее проявлениях.
-
«Пиковая дама». П. И. Чайковский.
Пермский театр оперы и балета.
Дирижер Владимир Ткаченко, режиссер Владиславс Наставшевс, художники Владиславс Наставшевс и Валерия Барсукова.Рационально об иррациональном — можно начать сразу с вывода об октябрьской премьере Владиславса Наставшевса и Владимира Ткаченко по «Пиковой даме» Чайковского в Пермском театре оперы и балета. Намеки, ассоциации, приметы, штрихи, видения — все вроде бы в полутонах и неопределенности, в колебаниях смыслов и неясности представлений о намерениях, а, тем не менее, видеоряд строит спектакль жесткий и расчетливый.
-
«Господа Головлевы». М. Е. Салтыков-Щедрин.
Лысьвенский театр драмы им. А. Савина.
Режиссер-постановщик Дмитрий Акимов, художник-постановщик Елена Сорочайкина.Во времена неустойчивой морали театр тяготеет к простоте и ясности. Чтобы черное назвали черным, а белое — белым. Контраст — без полутонов. Для большинства (как практиков, так и зрителей) театр стал местом эскапизма (об этом мы много говорили в первом сезоне «Петербургского театрального подкаста»). Сейчас в театре хочется видеть нереалистичные сценарии победы добра над злом или там покаяния злодея перед смертью...
-
Сегодня на сцене Театра юных зрителей им А. А. Брянцева прошла торжественная церемония награждения лауреатов XXХ Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Ниже публикуем список победителей со ссылками на рецензии наших авторов.
-
«Однажды в кабаре».
Музей-квартира актеров Самойловых.
Режиссер Виктор Тихонович, драматург Иван Орлов, художник Мария Дудина.«Однажды в кабаре» Виктора Тихоновича — экскурс в историческое прошлое начала ХХ века, время, когда назревала революция и режиссеры ощущали глобальные изменения в жизни и жаждали изменений в искусстве, занимаясь поиском новых форм. Спектакль начинается лекцией: к зрителям выходит Виктор Тихонович, изображающий старца — на голове будто посыпанный тальком парик. И этот парик — единственное внешнее средство, превращающее лектора в старца, вещающего зрителям об истоках кабаре. Все остальное «старческое» передано через пластику и интонации, причем нарочито — согнутая спина, мешающий говорить кашель. Он будто современник той эпохи, доживший до наших дней. Но рядом с лектором появляются другие герои, со слегка набеленными лицами и в элегантных нарядах. Они снимают с него парик, и «старец» предстает молодым интеллигентом в зеленом жакете — это перевоплощение оказывается зримой метафорой идеи обновления театра и жизни.
-
Сегодня в Санкт-Петербурге завершил гастроли, приуроченные к своему 85-летию, московский Театр «Сатирикон». Наш автор Ирина Селезнёва-Редер побывала на спектакле «Государь-стендап» в режиссуре Александра Локтионова и делится своими впечатлениями об увиденном.
-
«Гиппиус. Непредвиденное».
Кабаре «Шум».
Режиссер Фамил Джавадов.Осень какого-то года. Вечер какого-то месяца. Листья под ногами, как всегда было и есть в октябре. На углу Надеждинской и Манежного, в доме, где с 1915-го живет Маяковский, в подвальчике Кабаре «Шум» Зинаида Гиппиус разговаривает со слушателями. Она читает свои дневники 1914–1917-го. Между прочим, в городе с 1914-го сухой закон, закрыто и кабаре «Бродячая собака», где все они собирались — «бражники и блудницы». В «Шуме» пока наливают, и ее гости — кто с бокалом вина, кто с коктейлем, а законопослушные — с чашкой крепкого чая. Их немного, человек тридцать.
комментарии