Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

6 апреля 2020

ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ — 3
(коллективный портрет в интерьерах)

«Дважды порывался я к вам, но карантины опять отбрасывали меня на мой несносный островок…» Конечно, сейчас не осень, и не болдинская, и никто из нас не Пушкин, и вряд ли коронавирусу суждено родить «Маленькие трагедии». Но есть подозрение, что нам, людям театральным, привыкшим к движухе, общению, работе на людях… ну, вы понимаете, — карантин непривычен более, чем кабинетным ученым или фармацевтам. Новый формат каждый переносит по-своему. Мы продолжаем серию публикаций — опрос людей разных театральных профессий о том, как они переносят самоизоляцию, как на их жизни отразился режим карантина, чем они занимаются или не занимаются, и что думают о ситуации, в которой все мы оказались…

Юрий Квятковский, главный режиссер компании «Росгосцирк», заместитель художественного руководителя театра «Практика»

Мы находимся в исключительной точке. Будто внутри фильма-катастрофы. Мысли постоянно уводят меня в Италию, где я прожил со своей семьей 4 года. Эта страна переживает то, что с ней происходило в XIV веке, когда от чумы погибло 50 процентов населения Европы. И тогда именно Италия была очагом. Цикличность истории, ее законы сильнее прогресса. Мы выйдем из этой ситуации фаталистами.

Сразу много концепций вылезает. За что, собственно, мстит природа? Или не природа? Есть версия, что клетка синтетическая, а значит, это теракт с целью вызвать экономический кризис.

Это я к чему… Мне важно смотреть на ситуацию со стороны, пока я не столкнулся с вирусом лично, искать концепцию, трактовать. И это самозаточение позволяет проникать глубже в темы. Например, я уже три дня наблюдаю переход светового дня в сумерки и потом в тьму. В Москве я такого себе позволить не мог раньше. Как правило, заходил в репетиционный зал, когда было светло, и выходил уже в темноту. И течение времени было чем-то неуловимым. Тем, что нельзя зафиксировать в том ритме, в котором мы жили. Сейчас же каждая минута приобрела конкретную форму. Эта процессуальность не ассоциируется с мегаполисом. Москва никогда не была такой медленной для нашего поколения. Это военное положение. Ожидание катастрофы. С точки зрения общего предчувствия — это ВОВ. Но тут на первый план выходит Сеть. Во время ВОВ был Левитан. А Сеть впервые оказалась тем, чем она задумывалась. Впервые мы стали обитателями интернета. Мы ходим в гости к друзьям не домой, а в интернет. Вчера получил приглашение на день рождения, которые состоится в zoom. On-line трансляции — это не просто разновидность контента. Это ситуация. С виртуальной реальностью многие заигрывали в театре. Но всерьез ее никто не воспринимал. Ожидаем волну проектов/пьес/спектаклей, раскрывающих тему.

Театральное действие было принято считать коллективным опытом в конкретном месте и времени. В некоторых случаях коллективный опыт становился индивидуальным. Но виртуальное пространство с театральным опытом не соотносилось. Станет больше виртуальных проектов для одного зрителя. Какое-то время непривычно будет называть это театром. Но такое время пройдет, и это станет частью театрального контента. Театральные режиссеры проявятся в этом формате. И сами будут называть это спектаклями. Я в этом уверен. Яндекс будет не только доставлять еду или заниматься транспортировкой, но возникнет и доставка спектаклей до зрителя. И время начало спектакля тоже не будет являться константой. Спектакль доставят в удобное время.



Олег Рыбкин, главный режиссер Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина

Ничего нового я, наверное, не скажу. Все это очень серьезно отразилось и — я уверен! — еще отразится на жизни театра. Мы репетируем интерактивный (здесь это ключевое слово!) спектакль «Ножницы» (режиссер В. Золотарь). Премьера должна состояться 11 апреля. Понятно, что, скорее всего, ее отменят. Но как провести даже генеральный прогон спектакля, который построен на живом общении со зрителем? Вот вопрос. Думаем, как. Отменены многие фестивали, на которые мы должны были ехать… под угрозой и все остальные гастрольные планы… с тревогой представляем себе, каким мы увидим зрительный зал после карантина… будет ли зритель в этом зале?.. Все очень зыбко, и никаких прогнозов, мне кажется, сейчас сделать не получится… Ситуация не имеет прецедентов. Никаких рецептов по выходу и продолжению нормальной репертуарной работы театра, думаю, ни у кого нет. Начнем репетиции нового спектакля, премьеру перенесем на открытие сезона. И каким-то образом доработаем сезон. У нас должны были пройти гастроли «Театра на Васильевском», мы продаем билеты. Но состоятся ли они?.. Как-то так.



Эмиль Капелюш, художник

Я работаю по керамике, а раньше не мог собраться. Новый материал в новой реальности. Еще встречаюсь со своими учениками из школы ТАК дистанционно — оказалось, что это довольно весело. Все театральные работы в производстве, а репетиции встали. А про то, что будет после карантина, могу сказать только, что нельзя ко всему относиться с равнодушием, наши права просто так нам никто не вернет.










Михаил Барсегов, директор Санкт-Петербургского театра «Мастерская»

Чувствую себя волшебно, чего и вам желаю!

Возможность ежедневно смотреть и слушать онлайн-трансляции из ашрама Садхгуру, а также практиковать два раза в день йогу помогает мне поддерживать должный энергетический и психоэмоциональный баланс в это кризисное время. (Кому интересно — записи этих трансляций доступны здесь и ежедневно пополняются: https://www.youtube.com/playlist?list=PLnqgRgprlYQgX_jr8gv_DHici7lpe8hnu

Первые 7-9 минут в каждой записи — речитация мантр, их можете промотать, если времени в обрез)

А здесь можно изучить практику на каждый день, которую Садхгуру предлагает, чтобы преодолеть эти непростые времена: https://isha.sadhguru.org/global/ru/blog/article/sadhana-ot-sadhguru-v-eto-neprostoe-vrema

Так что совершенствуюсь в йоге, медитации, игре на ханге, английском языке. Осваиваю технологии совместной удаленной работы (zoom, whereby, jamkazam и др). Обдумываю способ вывода театра из нокдауна в ходе «локдауна».

Кризис, судя по всему, предсказуемый — текущая ситуация неоднократно предсказывалась и прогнозировалась, однако прогнозы эти потонули в белом шуме и не были восприняты с должным вниманием.

Если версия происхождения Covid19, выдвинутая Ириной Ермаковой, найдет свое подтверждение, то нынешнюю ситуацию иначе как кармой для человечества не назовешь (погуглите, если не слышали: #Синтия, #Ермакова).

А пока что США предъявляют Китаю за вирус, Россия — саудитам за нефть, и т. д.

Возможно, Covid19 и ситуация, с ним связанная, это проявление иммунной системы планеты. Этот кризис дает всем нам возможность осознания собственной природы, переосмысления базовых принципов построения нашей цивилизации и осознания нашего места в биосфере Земли.

Осознанность позволит избавиться от низкочастотных вибраций страха и тревожности, а это в свою очередь даст возможность резонировать в более высокочастотном диапазоне. А для этого необходимо преодолеть страх перед неопределенностью и тревожностью вопросов типа «а что будет со мной?».

Каждому из нас следует стать лучшей версией себя, чтобы преодолеть этот кризис.

Всем здоровья и успеха в этом процессе!



Фото — Елена Мартынюк.

Гия Эрадзе, художественный руководитель и главный режиссер продюсерского центра «Королевский цирк»

Меня не пугает самоизоляция. Я считаю, это было правильное решение правительства, поскольку граждане нашей страны не вполне понимают, насколько этот вирус опасен. Я с ужасом слушаю, что мне рассказывают мои друзья из Испании и Италии. А дома всегда есть чем заняться. Мысли и идеи рождаются тогда, когда человеку комфортно, а мне комфортно тогда, когда я знаю, что с артистами и животными моих коллективов все в порядке.

Сейчас я больше всего переживаю за наших животных и, конечно, артистов. Мы пересидим дома и неделю, и две, а вот животным необходимы корма и уход. Пока что все артисты компании «Росгосцирк» отправлены в отпуск, после которого последует режим «вп» — временного простоя. Мы очень надеемся, что государство не бросит ни животных, ни артистов.

Сегодня моя душа спокойна, потому что все животные накормлены, рабочие по уходу получают зарплаты, артисты по домам в отпуске, некоторые остались при цирках в отпуске, при своих животных. Самое главное для нас в том, чтобы выжить в этих условиях, потому что мы не знаем, сколько все это продлится.

Я лично не отчаиваюсь, постоянно на связи со всеми моими четырьмя коллективами, со своими артистами, сотрудниками, коллегами. Я знаю, что происходит с животными. Я даже не успеваю скучать. Плюс я пересмотрел любимые фильмы, готовлю эскизы и макеты для разных новых номеров и постановок. В следующем году, если все будет нормально, я приглашен в качестве режиссера на Международный фестиваль цирка в Монте-Карло, и я уже сейчас на связи с Монако и начинаю готовить фестивальную программу.

Кроме того, в скором будущем должен состояться и очередной фестиваль в Цирке Никулина на Цветном бульваре, где главным режиссером выступит Евгений Шевцов, который на сегодня является главным режиссером Цирка Никулина и главным режиссером продюсерского центра «Королевский цирк». С Женей мы постоянно общаемся и готовим номера и идеи для этого фестиваля.

Сейчас есть ощущение, что мир остановился. Первое время у меня была депрессия, была паника. Потом я взял себя в руки и знаю, что это нужно пережить. Я очень верующий человек и молюсь каждое утро. Я верю, что все это пройдет и снова настанет хорошее, плодотворное время.

Всем желаю здоровья и дальнейших творческих успехов.



Фото — Ирина Полярная.

Мария Ревякина, генеральный директор премии и фестиваля «Золотая Маска» и директор Театра Наций

Смотрю фильмы. Читаю книги. Ничего сверхоригинального. Общаюсь по скайпу, телефону, zoom.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога