Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 июня 2019

«ЗАПОЛУННАЯ» СВАДЬБА

Свадебный карнавал «Les Noces du Moulin».
Идея, концепция и режиссура Славы Полунина.
Творческая группа: Татьяна Бесараб, Александра Гутнова, Алена Коган, Мария Манаенкова, Давид Мативосян, Михаил Мокеев, Анна Назарова, Ваня Полунин, Елена Русланова, Елена Ушакова.

На Желтой Мельнице Славы Полунина во французском Креси-ля-Шапель праздник живет всегда, и иногда поселяется праздник особенный. Этим летом на два дня, 15 и 16 июня, Мельницу заполонили свадьбы. Фантасмагорические и даже две реальные, они стали поводом для проживания и переживания свадьбы как особенного и единственного в своем роде события. Создатели этого действа, срежиссированного коллективом артистов и художников, откликнулись на идею свадьбы как многослойного, выразительного и значимого явления. Не приуроченный ни к каким календарным датам, праздник изначально был связан с созданием нового мельничного пространства — Розового сада, но, как это обычно бывает на Мельнице, перерос свой повод и сущность.

Слава Полунин, Андрей Климак. Фото — Анастасия Руфин

Действо, созданное командой Славы Полунина, как и все предыдущие праздники, изначально было продумано как совместное переживание и открыто любому возрасту. В толпе посетителей смешивались неопределившиеся, только нащупывающие путь друг к другу пары, сложившиеся семьи с детьми, трогательно состарившиеся вместе, но не растерявшие азарта молодости пожилые супруги. Дети впервые в жизни могли наблюдать родителей в свадебных нарядах, молодежь — примериться к ситуации свадьбы без регламента, а умудренные пары — еще раз прожить свою свадьбу как событие без формальностей, зато полное творческой энергии.

Natural Theater Company. Фото — Анастасия Руфин

Уже в кассе отсутствовал тариф на одиночное посещение — по условию праздника прийти можно было только в паре. Главной задачей было отрезать любому посетителю путь к собственному рацио и принять импровизацию и сотворчество за норму существования на территории Мельницы. Визитерам-одиночкам вручались жених или невеста напрокат, здесь же пели в том числе и непристойные частушки, нюхали наряды, подшучивали над степенными взрослыми, увлекали в игру детей. Откусывание яблока на Древе желаний становилось первым аттракционом, в который включались любые пары. Эта часть, отданная опытным и изобретательным артистам «Снежного шоу» и тонко насмехавшимся над ханжеством перформерам из Natural Theater Company, сходу опрокидывала всякие условности и открывала путь непринужденности, так редко присутствующей на реальных свадьбах. Для нежных поцелуев была предусмотрена целовальня, состоящая из нескольких, скрывающих только головы, куполов, здесь же можно было обзавестись художественной фотографией брачующихся и такой же художественной, но сделанной в свободном полете фотографией с диковинным реквизитом на фоне неба.

В главном дворе Мельницы разворачивались нешуточные страсти на скачках женихов и невест под руководством изобретательного Александра Фриша, чуть далее можно было смешать коктейль из красок для совместной картины под руководством Екатерины и Олега Беловых, намешать друг другу магический напиток в рамках помпоновой свадьбы при помощи московского агентства «ЗАГС», обрести фантастическую прическу под умелыми руками художника Александры Гудилиной, принять участие в языческих свадебных ритуалах, придуманных студентами Высшей школы экономики, улечься на стихотворную кровать. В саду и на реке время от времени три жениха с пластикой буто и стилизованной в духе этого театра «свадебной» внешностью завораживали публику медлительным ритмом точно выверенных движений. Краденых невест укладывали на двигавшуюся по Желтой дороге кровать, на Красной дороге посетителей ждала бессловесная игра с птицами-артистами уличного театра «Небесная карусель». То и дело в разных уголках сада слышались рыдания брошенной невесты в исполнении Лиззи Крарер и разборки то милующихся, то скандалящих молодоженов Алисы Курбатовой и Руслана Риманаса. Адмирал Олега Сосновикова при участии месье Бернара Каружа, самого что ни на есть реального мэра деревни Креси-ля-Шапель, с лентой в цветах французского флага через плечо, заключал браки с выдачей свидетельства с печатью полунинской Академии дураков. Взаимодействие с публикой каждый раз шло по новому сценарию, непредвиденному и незапланированному, сообразующемуся только с обстоятельствами пространства и со степенью вовлеченности зрителя.

Молодожены. Фото — Анастасия Руфин

Разыгрывавшиеся сюжеты создавали ассоциативный ряд, лишь намеком отсылавший собственно к главному событию, но все время менявший вектор внимания и восприятия. Рыдающая невеста нуждалась в прямом сочувствии, женихи-бутоисты — в медитативном созерцании, птицы — в адекватном их птичьим повадкам ответе, канатоходец — в деятельной решимости встать на канат. Возникавшие здесь и там посредством артистов или самих посетителей свадебные аллюзии не давали устояться одной эмоции и дробили праздник, вели его одновременно в нескольких направлениях.

Степан Любимов, Павел Алехин. Фото — Анастасия Руфин

Отсутствующее расписание избавляло публику от необходимости перемещаться по саду согласно регламенту. Зритель, намеренно погруженный в ситуацию, когда увидеть все невозможно, оказывался в положении спонтанного наблюдателя, вольного остановиться или идти дальше. Акробаты Les selene представляли на трапеции историю жертвенной любви. Компания In fine под куполом листвы в садовых дебрях разыгрывала в танце на деревьях взаимоотношения в любовном треугольнике. Канатоходцы Underclouds представляли на протянутой над рекой проволоке трогательную историю ухаживаний, сватовства и первого поцелуя.

Канатоходцы Underclouds. Фото — Анастасия Руфин

Диффузный, не считывающийся с первого взгляда сценарий праздника предполагал одновременность событий, а его художественное решение — общность пространственного, визуального и звукового воздействия. Артисты, распределившиеся по всей территории, освоили не только ее горизонталь, но и вертикаль усилиями канатоходцев и акробатов. Над визуальным решением праздника трудились дизайнеры, художники по костюмам и прическам, цветочные и овощные флористы. Диковинные венки, букеты, инсталляции из самых неожиданных продуктов и даже композиции из свечей украсили разные уголки сада, и не только столы, но и зонты, мостики, качели.

Невесты прыгают в реку. Фото — Анастасия Руфин

Декорацией праздника выступило преображенное пространство Желтой мельницы. Его миры, обычно разделенные на Белый, Желтый, Розовый, Черный и Красный сады, а также множество промежуточных пространств, преобразились под стать празднику, и главными преобразующими элементами выступили в первую очередь свадебные платья, в которые по условию праздника должна была облачиться вся женская половина посетителей, волонтеров, организаторов. В результате в платьях не только фотографировались и поддерживали светскую беседу, но и ходили по канату, играли на музыкальных инструментах и даже прыгали в реку.

Музыканты. Фото — Анастасия Руфин

На время праздника к природным звукам Мельницы добавились звуки рукотворные. Благодаря проложенной по садам акустической системе пространства сада зазвучали колокольчиками, шаманскими бубнами, барабанами, утробными звуками прячущихся чудовищ и даже любовными стихами. Звуковую кулису праздника прорезали музыканты, игравшие разную музыку на разных инструментах. В березовом саду Маринка Николаи-Крылова в причудливом костюме из латекса играла индийские раги и совпадающую с ними по стилю музыку собственного сочинения. Арфист Александр Болдачев и саксофонистка Вероника Кожухарова импровизировали на тему расставания влюбленных на берегу реки. На поляне перед мельницей играла струнная капелла юных местных музыкантов. Пианистка Анастасия Теренкова за плывущим по реке чернокрылым роялем исполняла неспешные классические произведения, и здесь же сновал вдоль берега неутомимый лодочник Рейнир Шипкенс, пересвистывавшийся с птицами и солировавший на трубе под аккомпанемент установленной на лодке шарманки. В Черном саду у ритуальной липы в причудливом вокализе растворялась и ожидала своего жениха Наргиз Закирова. На поляне у мельницы на плоских гулких колоколах-билах играл Марк Пулидо.

Наргиз Закирова, Павел Алехин. Фото — Анастасия Руфин

Существование на стыке визуального искусства и перформанса, соблюдения партитуры и незапланированной импровизации рождало примеры премьерного сотворчества художников разных областей и спонтанного объединения усилий прямо во время праздника. Канатоходцам, объединившимся с музыкантом-лодочником, удался точный в нюансировке и акцентах спектакль, заставлявший замереть буквально каждого, проходившего мимо. Арфист и саксофонистка, объединившись с этим же лодочником, образовали неожиданное трио, вместившее импровизацию всех троих при участии дружного птичьего хора. Наргиз Закирова во второй день взаимодействовала уже не только с пространством, но и с совершенно реальным, повисшим меж ветвей липы в непомерно длинном черном облачении безмолвным женихом-перформером Павлом Алехиным. Намеченное финальное купание нескольких невест в реке обернулось массовым заплывом в свадебных платьях и последовавшей затем спасательной операцией при участии невозмутимых женихов-бутоистов.

Свадьба, понятая как карнавал, как облако опустилась на пространство Мельницы и выплеснулась за его пределы. С утра по улицам деревни шли нарядные пары, ввечеру в сторону Парижа отправлялись электрички, заполненные красавицами-невестами. Пространство Мельницы стало для впервые посетивших ее и для постоянных гостей местом, где можно увидеть прежде невиданное, окунуться в непривычное, даже если делать это придется в свадебном платье. Желание соучастия не только раздвигало стереотипы, но погружало в сотворчество, принципиальное и важное для любого подобного действа. Уже в начале зрители утрачивали свою зрительскую функцию, а актеры — актерскую. Намеренное стирание границ внутри зрелища превращалось в поиск кардинально нового способа взаимодействия между всеми его участниками и неминуемо порождало создание новых стихийных событий, переживаний и идей.

Невесты. Фото — Анастасия Руфин

Слава Полунин планомерно идет к созданию собственного генератора счастья, способного озарить как можно больше причастных. Праздники — это лишь эффективная лаборатория, внутри которой рождается вакцина от всякой хмари, которая закладывает импульсы и колебания, способные отозваться творческой энергией поперек времени и пространства в любой точке универсума. Собственно именно это есть и путь, и цель мельничных событий. А свадебное платье — лишь правильно и точно использованный инструмент.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога