«Веселая вдова». Ф. Легар.
Краснодарский музыкальный театр.
Режиссер Сусанна Цирюк, сценограф Алексей Тарасов, балетмейстер Антон Дорофеев, дирижер Николай Макаревич.
Южный темпераментный город горячо любит свой Музыкальный театр и ждет от него эмоций по полной программе: чтобы хорошо пели и было красиво, чтобы в опере всласть поплакать, а в оперетте посмеяться. Постановщики «Веселой вдовы», пленительнейшей из длинного списка оперетт Франца Легара, из этого и исходили.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Зубкова.
Получился красивый и веселый спектакль со щедрым оркестровым звучанием и упругим музыкально-ритмическим посылом, с добротным пением и нетривиальной хореографией. С фейерверком забавных придумок, тонкой чувственной лирикой и иронией. Нарядно-золотой, одетый в декор своеобычно стилизованного модерна, он несет столь желанное ощущение праздника. А еще утверждение, что природное эротическое начало как составная любви нравственно и физически красивых людей — очень мощная сила.
Что особо отрадно и совсем не традиционно — в этом спектакле нет столбами стоящей или глупо фланирующей хоровой массы: все во взаимодействии, в движении, в мизансцене, где балет, солисты и артисты хора — персонажи активного сценического диалога. Здесь много танцев, иногда даже слишком: они перетягивают внимание от солирующих персонажей на себя. Но почти всегда по делу, а не ради оживляжа.

Е. Подгорная (Валенсьен), И. Горбань (Россильон).
Фото — Татьяна Зубкова.
Так, в дуэте Валенсьен и Камилла у павильона, развернутом Легаром как полноценная оперная сцена, рядом с солистами тонкий танцевальный рисунок сплетают пантеистические существа в фантазийных золотых костюмах — словно ожившие статуэтки или рисунки на вазах стильного ар-нуво. Пластика любовного томления, чувственные поддержки мягко подчеркивают страсть, что разливается в музыке и которую тщетно пытаются, но не могут преодолеть герои. Ну а когда в спектакле работают высокая статная Валенсьен — Екатерина Подгорная и небольшого роста Камилл — Игорь Горбань, оба отлично поющие и увлеченно действующие как романтические поэт и его муза, сцена, подернутая флером истомы, светится к тому же мягким юмором.
Еще один поэтично-шутливый мотив спектакля, его своеобразный эпиграф — семь танцующих лицедеев в костюмах музыкальных инструментов и эксцентричный дирижер. Ненавязчиво пронизывая спектакль ностальгической нотой commedia dell’arte, они реализуют образ игровой стихии театра, радости жизни и лицедейства. Такой вот «надежды маленький оркестрик», словно навеянный Окуджавой.
Ну а в центре внимания, конечно же, героиня и ее партнер. Обе Ганны, которых довелось видеть, — настоящие примадонны: стройные, голосистые, умеющие с достоинством носить роскошные туалеты от Елены Вершининой. Одна — Гюльнара Низамова — чуть холодновато-надменная эмансипе, другая — Наталья Бызеева — независимая, но не утратившая романтичности. Одна — звонкое сопрано, другая мягко поет в тесситуре меццо, и в этой разной окраске голосов своя прелесть.
Приглашенный молодой баритон Алексей Коновалов — обаятельный Данило — существует по большей части в амплуа благородного обиженного любовника. Опытный Владимир Кузнецов разнообразнее, его реакции более непредсказуемы. В начале он даже нарочито мешковат, но смокинг делает свое дело, и герой в полном порядке. Оба достойно звучат, чутко интонируют партию и разговорный текст.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Зубкова.
В этом спектакле, где все в движении, в действии, в аранжировке пластикой и забавными трюками, есть несколько чудесных лирических островков, когда герои остаются один на один друг с другом и со своим пьянящим чувством: у Легара это дивные вальсовые мелодии любви, но Ганна с Данило не танцуют тривиальный вальс. Медленно, как в рапиде, не отрываясь друг от друга, они словно разговаривают телами, переливая одну красивую танцевальную позу в другую. Таких островков три, они коротки, но великолепны и оказываются тихими смысловыми кульминациями спектакля.
А еще здесь резво катаются на мотоцикле. В музыкальном театре это стало модно: в сочинской фестивальной «Кармен» Владислав Сулимский — Эскамильо въезжал на свои куплеты в сопровождении эскорта байкеров, в Москве в спектакле «Беатриче и Бенедикт» вестник на «харлее» привозил самые важные новости. Здесь же вусмерть пьяный Данило прямиком из ресторана «Максим» на мотоцикле врывается в посольство. Новый вид транспорта осваивают и элегантно стареющий барон Зетта — Алексей Григорьев, и вездесущий секретарь посольства Негош (очень заметная актерская работа Владимира Потапова в образе «маленького человека» Чарли Чаплина!). Да и сама веселая вдова в сердцах проносится по сцене на мотоцикле, где-то за кулисами с грохотом врезаясь в кучу театрального реквизита.
Ну и какая же неовенская оперетта без канкана! Только здесь это не образцово-показательный балетный номер с головокружительными шпагатами. Простенькие очаровательно-вульгарные гризетки в полосатых чулках больше похожи на веселых озабоченных хохлаток, трясущих пестрыми перьями. Пляшут они, а с ними и граф Данило, ненатужно, азартно, явно в свое удовольствие. И вообще, это такой немного домашний «Максим», где просто и уютно.

Н. Бызеева (Ганна), В. Кузнецов (Данило).
Фото — Татьяна Зубкова.
В целом шикарно-золотой и одновременно очень по-человечески теплый и веселый, спектакль оставляет послевкусие театра, точно попадающего в жанр оперетты и не лишенного ненавязчивых, но достаточно тонких смыслов. Традиционного театра хорошего качества.
Комментарии (0)