Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

15 февраля 2024

ВДОВА НА ВЕС ЗОЛОТА

«Веселая вдова». Ф. Легар.
Краснодарский музыкальный театр.
Режиссер Сусанна Цирюк, сценограф Алексей Тарасов, балетмейстер Антон Дорофеев, дирижер Николай Макаревич.

Южный темпераментный город горячо любит свой Музыкальный театр и ждет от него эмоций по полной программе: чтобы хорошо пели и было красиво, чтобы в опере всласть поплакать, а в оперетте посмеяться. Постановщики «Веселой вдовы», пленительнейшей из длинного списка оперетт Франца Легара, из этого и исходили.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Зубкова.

Получился красивый и веселый спектакль со щедрым оркестровым звучанием и упругим музыкально-ритмическим посылом, с добротным пением и нетривиальной хореографией. С фейерверком забавных придумок, тонкой чувственной лирикой и иронией. Нарядно-золотой, одетый в декор своеобычно стилизованного модерна, он несет столь желанное ощущение праздника. А еще утверждение, что природное эротическое начало как составная любви нравственно и физически красивых людей — очень мощная сила.

Что особо отрадно и совсем не традиционно — в этом спектакле нет столбами стоящей или глупо фланирующей хоровой массы: все во взаимодействии, в движении, в мизансцене, где балет, солисты и артисты хора — персонажи активного сценического диалога. Здесь много танцев, иногда даже слишком: они перетягивают внимание от солирующих персонажей на себя. Но почти всегда по делу, а не ради оживляжа.

Е. Подгорная (Валенсьен), И. Горбань (Россильон).
Фото — Татьяна Зубкова.

Так, в дуэте Валенсьен и Камилла у павильона, развернутом Легаром как полноценная оперная сцена, рядом с солистами тонкий танцевальный рисунок сплетают пантеистические существа в фантазийных золотых костюмах — словно ожившие статуэтки или рисунки на вазах стильного ар-нуво. Пластика любовного томления, чувственные поддержки мягко подчеркивают страсть, что разливается в музыке и которую тщетно пытаются, но не могут преодолеть герои. Ну а когда в спектакле работают высокая статная Валенсьен — Екатерина Подгорная и небольшого роста Камилл — Игорь Горбань, оба отлично поющие и увлеченно действующие как романтические поэт и его муза, сцена, подернутая флером истомы, светится к тому же мягким юмором.

Еще один поэтично-шутливый мотив спектакля, его своеобразный эпиграф — семь танцующих лицедеев в костюмах музыкальных инструментов и эксцентричный дирижер. Ненавязчиво пронизывая спектакль ностальгической нотой commedia dell’arte, они реализуют образ игровой стихии театра, радости жизни и лицедейства. Такой вот «надежды маленький оркестрик», словно навеянный Окуджавой.

Ну а в центре внимания, конечно же, героиня и ее партнер. Обе Ганны, которых довелось видеть, — настоящие примадонны: стройные, голосистые, умеющие с достоинством носить роскошные туалеты от Елены Вершининой. Одна — Гюльнара Низамова — чуть холодновато-надменная эмансипе, другая — Наталья Бызеева — независимая, но не утратившая романтичности. Одна — звонкое сопрано, другая мягко поет в тесситуре меццо, и в этой разной окраске голосов своя прелесть.

Приглашенный молодой баритон Алексей Коновалов — обаятельный Данило — существует по большей части в амплуа благородного обиженного любовника. Опытный Владимир Кузнецов разнообразнее, его реакции более непредсказуемы. В начале он даже нарочито мешковат, но смокинг делает свое дело, и герой в полном порядке. Оба достойно звучат, чутко интонируют партию и разговорный текст.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Зубкова.

В этом спектакле, где все в движении, в действии, в аранжировке пластикой и забавными трюками, есть несколько чудесных лирических островков, когда герои остаются один на один друг с другом и со своим пьянящим чувством: у Легара это дивные вальсовые мелодии любви, но Ганна с Данило не танцуют тривиальный вальс. Медленно, как в рапиде, не отрываясь друг от друга, они словно разговаривают телами, переливая одну красивую танцевальную позу в другую. Таких островков три, они коротки, но великолепны и оказываются тихими смысловыми кульминациями спектакля.

А еще здесь резво катаются на мотоцикле. В музыкальном театре это стало модно: в сочинской фестивальной «Кармен» Владислав Сулимский — Эскамильо въезжал на свои куплеты в сопровождении эскорта байкеров, в Москве в спектакле «Беатриче и Бенедикт» вестник на «харлее» привозил самые важные новости. Здесь же вусмерть пьяный Данило прямиком из ресторана «Максим» на мотоцикле врывается в посольство. Новый вид транспорта осваивают и элегантно стареющий барон Зетта — Алексей Григорьев, и вездесущий секретарь посольства Негош (очень заметная актерская работа Владимира Потапова в образе «маленького человека» Чарли Чаплина!). Да и сама веселая вдова в сердцах проносится по сцене на мотоцикле, где-то за кулисами с грохотом врезаясь в кучу театрального реквизита.

Ну и какая же неовенская оперетта без канкана! Только здесь это не образцово-показательный балетный номер с головокружительными шпагатами. Простенькие очаровательно-вульгарные гризетки в полосатых чулках больше похожи на веселых озабоченных хохлаток, трясущих пестрыми перьями. Пляшут они, а с ними и граф Данило, ненатужно, азартно, явно в свое удовольствие. И вообще, это такой немного домашний «Максим», где просто и уютно.

Н. Бызеева (Ганна), В. Кузнецов (Данило).
Фото — Татьяна Зубкова.

В целом шикарно-золотой и одновременно очень по-человечески теплый и веселый, спектакль оставляет послевкусие театра, точно попадающего в жанр оперетты и не лишенного ненавязчивых, но достаточно тонких смыслов. Традиционного театра хорошего качества.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога