«Границы».
Компания «Циркус Циркер» в рамках вручения Европейской театральной премии в Санкт-Петербурге.
Автор и режиссер Тильда Бьорфорс, музыка Самуэля Андерссона.
Новый цирк в наших краях явление редкое, а потому познавательное в любом виде. Европейская театральная премия привезла в Санкт-Петербург усеченную версию спектакля «Границы» шведского коллектива «Циркус Циркер», и живая реакция зала на происходящее явно говорила о том, что цирк нуво нашим зрителем мог бы быть востребован на «ура».
«Циркус Циркер» объединяет в названии французские слова «cirque» и «coeur» — «цирк» и «сердце». Он существует с 1995 года и принадлежит к тем уже заслуженным коллективам, благодаря которым в Европе сформировался и устоялся «новый цирк». Это классический пример большой компании, выросшей из маленькой группы единомышленников, сумевшей найти свой путь в объединении собственно цирковых (весьма средних по меркам традиционного цирка) навыков, оригинальной музыки и свежего взгляда на круг проблем, подвластных цирковому искусству. Основатель и автор почти всех спектаклей коллектива Тильда Бьорфорс начинала как театральная актриса и режиссер, но в начале 90-х годов была совершенно очарована возможностями современного цирка. За чуть более чем 20 лет при ее участии было создано три десятка спектаклей. В отличие от крупных компаний, вроде Cirque du Soleil или Cirque Eloize, «Циркер» работает маленькими составами, хотя на сегодняшний день дорос до того, чтобы показывать одновременно свои спектакли в разных частях света. Коллектив — желанный гость на фестивалях физического театра и нового цирка, а приглашение его в программу Европейской театральной премии говорит о том, что подобные коллективы давно находятся в театральном поле зрения.
Как и большинство современных цирковых коллективов, «Циркер» сохранил и иногда намеренно подчеркивает родство с улицей. Если оставить в стороне видеопроекции, то спектакль «Границы» легко может переместиться в парк или на площадь. В этом смысле гигантская сцена «Балтийского дома» и такой же гигантский зал поглотили то, что собственно отличает новый цирк — стремление быть ближе к зрителю, ориентироваться на его прямые реакции.
Спектакль «Границы» — буквальная реакция на жизненные реалии, отвечающая социальному запросу. В нем нашли отражение образы миграционного коллапса, который испытала Европа два года назад: растоптанные бумажные кораблики, горы одежды, разрушенные войной города, судьбы оставивших и не нашедших родину людей. История о мигрантах и их сложном пути к самореализации в современной Европе, рассказанная языком цирка, подкреплена авторской музыкой Самуэля Андерссона и видеопроекциями.
Двое музыкантов и пять артистов проделывают незамысловатые эволюции на подкидной доске, кор-де-пареле, в кольце и по-своему осваивают и цирковой реквизит, и круг обозначенных проблем. Разнообразие цирковых амплуа в новинку только нашим зрителям — цирковые компании в Европе давно ориентируются на универсальных артистов, умеющих выступать в разных жанрах.
Идея сковывающих свободу границ заявлена уже в первой сцене спектакля: артисты балансируют на массивной решетке, и удачная трансформация классического циркового номера эквилибристики на свободно стоящей лестнице превращается в мучительную аллюзию на всех томящихся в заключении и порывающихся спастись. Стоящая на голове партнера актриса впрямую говорит о том, что даже малейшее изменение положения тела в этом положении — сигнал продолжать движение, а если случится падение, то вся надежда лишь на то, что ее подстрахуют. Баланс как единственно возможное приложение разных сил в этом мире визуализирован буквально. Мучения человека и его неприкаянность в условиях войны переданы в динамичном гимнастическом номере в кольце на фоне разрушенного бомбардировками города. Главный месседж спектакля представлен финальным задником с изображением демонстрантов с плакатами «No Limits! No borders!», призванным уж окончательно застолбить острую социальную проблему.
Удачно начатая история ближе к середине спектакля распадается на фрагменты, дробится и прерывается. Возможно, поэтому артисты изредка переходят на вербальное общение, чтобы уж точно закрепить то обстоятельство, что речь идет о границах и их преодолении. Практически концертным выходом выглядит феерический номер жонглера. Подобранными по звуку булавами он жонглирует в разных комбинациях, и в замеревшем в тишине зале эхом отзывается виртуозная перкуссия, рожденная ударами булав друг о друга и о тело жонглера. Здесь наглядно реализован посыл нового цирка иначе осмыслить привычный реквизит, сделать его использование средством выражения новых смыслов, но работает он не всегда. К примеру, подкидная доска — и это не только у «Циркера» — сопротивляется отчаянно: больше чем двойное сальто вдвоем на ней не скрутить, а придумать использовать ее как-то иначе пока ни у кого не получилось. У «Циркера» на подкидной доске выходит динамичный рискованный номер, но смотрится он обычной трюковой вставкой в спектакль.
На фоне развития цирка нуво в современном контексте «Границы» — возможно, в силу усеченности для петербургского показа, возможно, в силу режиссерской невнятности — оказались добротным, но довольно простым по образному ряду продуктом, оценивать по которому весь «Циркер» невозможно. Уже в январе 2019 года коллектив везет на главный форум нового цирка — Интернациональное биеннале циркового искусства в Марселе — свой новый спектакль «Epifonima», в котором речь пойдет о разрушении привычных общественных иерархий.
Комментарии (0)