Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

10 августа 2025

ТОТ ЕЩЕ СВИНИ

«Суини Тодд». С. Сондхайм.
Национальная Рейнская опера (Страсбург).
Дирижер Бассем Акики, режиссер Барри Коски, художница Катрин Леа Таг.

В сезоне 2024/25 австралийский режиссер Барри Коски поставил музыкальный триллер «Суини Тодд» в «Комической опере» Берлина. Это совместный проект берлинского театра, интендантом и художественным руководителем которого он является, с Финской Национальной оперой и Национальной Рейнской оперой в Страсбурге. Барри Коски далеко не впервые обращается к подобному музыкальному материалу: так, в 2019 году он уже ставил в Рейнской опере «Скрипача на крыше» Джозефа Стайна, а в 2022 году — «Вестсайдскую историю» Леонарда Бернстайна. В американской традиции «Суини Тодд» Стивена Сондхайма относится к жанру музыкальной комедии, но Коски видит в ней скорее «темную оперетту» и приглашает на главные партии известных оперных певцов. Партию Суини Тодда в страсбургском спектакле исполняет американский баритон Скотт Хендрикс, миссис Нелли Ловет — французское колоратурное сопрано Натали Дессей, судьи Терпина — американский бас-баритон Захари Альтман, Джоанны Баркер — французская восходящая звезда Мари Оппер.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Сценография (художница-постановщица — постоянный соавтор Коски немка Катрин Леа Таг) полностью соответствует режиссерскому определению жанра спектакля и настраивает публику таким образом, что все показанные на сцене ужасы будут носить комический характер. Декорации «Суини Тодда» изящны и минималистичны: зрители видят перед собой «нарисованную» театральную рампу со стилизованным занавесом, а на пустой сцене — одинокий, почти игрушечный двухэтажный домик, в котором и будет разворачиваться основное действие спектакля. Лондон здесь не столько зловещий, сколько скучный серый город — его образ создается при помощи огромных черно-белых фотографий, служащих сменяющимися задниками. Под стать городу и облик главных и второстепенных персонажей: в первом действии зрителей приветствует толпа, одетая во все оттенки серого — однако это не грязные лохмотья представителей реальных «низов», а изящные костюмы, стильные и экологичные (если перед нами и трущобы, то не слишком грязные).

В России «Суини Тодд» известен не столько как музыкальное произведение, сколько как фильм Тима Бертона с красавцем Джонни Деппом в заглавной роли. И хотя сюжет его похож (парикмахер Бенджамен Баркер, называющий себя Суини Тоддом, спустя 15 лет возвращается в Лондон, чтобы отомстить судье Терпину, засадившему его самого в тюрьму, а его жену Люси доведшему до самоубийства. Узнав, что теперь судья хочет завладеть и их дочерью Джоанной, Тодд «слетает с катушек» и начинает убивать своих клиентов, из которых предприимчивая соседка миссис Ловет готовит пользующиеся спросом вкусные мясные пироги), трактовка Коски отличается от киноверсии Бертона. Суини Тодд у него — сломленный и измученный мужчина средних лет на грани нервного срыва. Особенно это заметно по контрасту с его юным, подвижным и полным энтузиазма спутником Энтони Хоупом в исполнении британского певца Ноа Харрисона. В первом действии Тодд — Хендрикс мало двигается и поет сдержанно, будто через силу. Он действует словно по инерции и отдает всю инициативу миссис Ловет, которая становится главным двигателем этой истории.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Миссис Ловет в спектакле Коски вовсе не злодейка, а немолодая женщина, мечтающая о простом женском счастье. Она устала быть продавщицей самых невкусных пирогов в Лондоне и воспринимает появление Баркера, которого она сразу же узнает, как шанс устроить свою судьбу. Голос Натали Дессей, конечно, не столь блистателен, как в былые годы, но ни на секунду не потерял своей выразительности. Что же касается актерского мастерства, то французская певица всегда была в этом сильна, но с годами еще больше прибавила, так что именно ее героиня — обольстительная, нелепая и активная одновременно — неизменно вызывает смех в зрительном зале. При этом это не буффонадный персонаж — как цирюльник-шарлатан Адольфо Пирелли (британский тенор Пол Куриевичи), с которым вступает в соревнование Тодд, — а узнаваемый образ, вызывающий смешанные чувства, от раздражения и презрения до сочувствия и понимания. Немножко уважения, домик у моря и милый рядом — вот предел ее мечтаний.

Во втором действии, прославившись на весь Лондон своими пирогами, миссис Ловет преображается: завивает рыжие букли, носит розовое платье и говорит приказным тоном. Вслед за ней меняют одежду на более яркую и другие персонажи. Тут реальность как будто начинает двоиться (по Барри Коски, все в этом мире не такое, каким кажется): миссис Ловет вообще не отдает себе отчета, что готовит пироги из человеческих трупов, ведь это ее обожаемый Тодд просто отправляет людей на тот свет, обеспечивая им обоим приятное и безбедное существование. Суини Тодд, убивая всех, до кого может дотянуться, не обретает успокоения и не становится более удачливым мстителем. Порешив судью, он убивает также и свою любимую жену (канадская певица Жасмин Рой), не узнав ее в обличье нищенки. Да и сам судья Терпин не выглядит кровожадным злодеем — он скорее мелкий и сладострастный пакостник, не умеющий обуздать собственные прихоти. Как будто все играют навязанные им роли, и даже суперположительный Энтони, освобождая возлюбленную Джоанну из сумасшедшего дома, невольно становится убийцей.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Однако Барри Коски ставит свою «темную оперетту» не про превратности судьбы или звериный лик капитализма. Скорее его интересует круговорот насилия в природе и то, как ставший жертвой насилия человек сам заражается этим злом. Речь, конечно, идет о мужчинах, поскольку женщины в его спектакле — невинные страдалицы, а единственная хитрая и ловкая из них отправлена в печку.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога